Отличники бывают разные — золотые и простые

© Sputnik / Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанкВыпускники во время экзамена. Архивное фото
Выпускники во время экзамена. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Минобрнауки КР провело тестирование претендентов на получение аттестата с отличием о среднем общем образовании "Алтын тамга". По его результатам только каждый седьмой отличник доказал заслуженность оценок. Колумнист Тамара Рузиева поразмышляла над этим итогом и предложила протестировать учителей.

Родители почти тысячи выпускников сильно расстроились. Им бы впору порадоваться, что школа наконец-то остается у деток за плечами и в конце недели для их ненаглядных прозвенит последний звонок. А они печалятся. И все потому, что чадушки не смогли на последнем (и, конечно, ой каком каверзном) тестировании подтвердить свои претензии на аттестат особого образца. Вот был ребенок прямо отличник-отличник, краса и гордость не только семьи, класса, но, может, всей очень средней школы, а тут …бац, и мимо!

Лучшие выпускники пройдут тест "Алтын тамга"
Печально это. Мамам-папам можно было бы пострадать, что не будет в семейном архиве золотой медали «За выдающиеся успехи в учении». Так ее бы в любом случае не было. Это в стародавние времена самым умным и очень круглым отличникам эти золотые да серебряные медали давали. Нынче времена иные — в школах такие знаки ученической доблести вручать перестали. В нашей стране, в отличие от других, медали все больше по большим чиновникам и уважаемым людям расходятся, так что тратиться на подобное баловство для учеников стало не с руки. Вот и радуют умников да умниц только красивыми аттестатами. 

Тут бы впору вспомнить, как у нас школяров обучают. Хотя чего вспоминать? Мы это прекрасно знаем и не забываем. Главное, даже догадываемся, кто обучает. Если в школах с определенными традициями еще остались опытные кадры, которые и сами много-много чего в своем предмете ведают, и могут передать эти знания детям, то есть же еще и такие учебные заведения, в которых уроки ведут все, кто соглашается это делать. И речь там о знаниях уже не идет. Главное, хоть чем-то занять недорослей, чтобы они не бегали где попало, не курили за углом, а сидели бы за партами.

Однако, несмотря на разный уровень преподавания, оценки выставляются практически одинаково. За что знающие и требовательные учителя могут с трудом натянуть "троечку" ("двойки" в табелях у нас почему-то категорически запрещено выставлять), слабенькие педагоги легко поставят "пятерочку". Им ведь не жалко, у них этих "пятерок" завались! Вот и получается, что меряем мы знания подрастающего поколения оценками вроде бы и похожими, но мерами, как ни удивительно, разными.

Молодежь обливается водой. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
В горячее время обойдемся без горяченькой?
Помнится, в далекие времена учился в нашем городском классе парнишка, который с трудом одолевал многие предметы. Тяжеловато ему приходилось, да и школа у нас была не из последних. Поэтому наши троечники легко давали фору многим отличникам из других школ. Мы уже тогда реально понимали, что все в мире относительно и познается в сравнении. А как радовались, если под контрольной работой видели "четверку"! Перед выпускным классом наш товарищ признался, что ему очень нужен приличный аттестат, в городе такой не получить. Вот и уехал он к бабушке в село. Вновь мы встретились уже через год, во время приемных экзаменов в институт. Перед нами был круглый отличник, в отличие от нас, перебивавшихся с "пятерок" на "четверки". С тех пор прошло много лет. Но по большому счету ничего не изменилось. Так что удивляться, что и ныне не все отличные оценки подкреплены соответствующими знаниями, просто глупо.

Что же показал унизительный, по мнению некоторых родителей, контроль (или, как его красиво назвали, срез) знаний? Да ничего нового. Процент подтвердивших свои "пятерки" практически такой же, как и в предыдущие годы. Небольшой плюс-минус можно принять за обычную погрешность при игре с циферками. Поэтому, как бы мы ни ругали статистику, от нее никуда не деться и даже трудно обмануть. Из 1 142 отличников только 164 доказали заслуженность оценок, успешно справившись с тестами, то есть один из семи! Причем нашлись даже 32 относительно честных молодых человека, которые решили, что лучше на эту экзекуцию вообще не приходить,—зачем портить нервы не только себе, но и маме с папой? Можно же просто сказаться хворым, а потом долго объяснять, почему аттестат не такой золотой, как думалось чуть ранее. И если на простом экзамене можно было попытаться растрогать учителя жалостливыми словами «я же учил!», то с контрольным тестом это не прошло. Он категорически отказался внимать этим причитаниям, да и на капающие на него слезы тоже никак не реагировал. Ясно, что учиться надо было долго и хорошо. 

Вместо дорогого выпускного школьница из КР предлагает помочь детдомовцам
Конечно, неудачу тестом можно было бы как-то объяснить, ведь это такая мудреная вещь. Одни могли не понять суть прописанного вопроса, другие — галочку не в ту графу запустить. Почему бы у отличников не посмотреть ещё и результаты Общереспубликанского тестирования? Коли ты много лет учился на "пятерки", то, наверное, и запредельное количество баллов должен был бы набрать. Столько, что потом тебе прямо из высоких рук сертификат президентский вручили бы, чтобы любой вуз захотел тебя заполучить. Но что теперь об этом рассуждать? Результат есть результат.

Правда, тут мне пришла интересная мысль. Почему бы для чистоты эксперимента не провести и тестирование учителей, чьи ученики претендовали на "золотые" аттестаты? Не исключено, что итоги могут оказаться весьма занимательными. Вдруг результаты и у школьников, и у их педагогов совпадут? Тогда мы поймём, что многие "отличники" просто достойны своих педагогов. Не более…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0