Почему нельзя играть за моджахедов — о единственной "стрелялке" про Афганистан

© Sputnik / Макс Ветров / Перейти в фотобанкМероприятия, посвященные годовщине вывода советских войск из Афганистана
Мероприятия, посвященные годовщине вывода советских войск из Афганистана - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Вывод советских войск из Афганистана получил отражение и в индустрии компьютерных игр. Кто-то склонен считать такие тематические "стрелялки" напрасной тратой времени, кто-то — искусством, кто-то — спортом. Но чем бы ни являлись компьютерные игры, их разработчики держат руку на пульсе времени.

Выводу советских войск из Афганистана посвящена игра "Правда о девятой роте", разработанная студией Extreme Developers и изданная фирмой "1С" в 2008 году.

"Правда о девятой роте" — эта "стрелялка" (шутер) от первого лица, представляющая собой детальную реконструкцию боя, произошедшего в ночь с 7 на 8 января 1988 года на юге Афганистана между девятой ротой 345-го отдельного парашютно-десантного полка и душманскими вооруженными формированиями.

Это, наверное, единственная компьютерная игра, посвященная афганской войне, говорит член жюри крупнейшей конференции для разработчиков игрDevGAMM Moscow 2018, директор студии CYBERIA Limited Алексей Копцев.

"Почему? Потому что конечными потребителями игр являются американцы. А для них война СССР в Афганистане столь же близка, как вторжение на Венеру. Есть игры про Вьетнам, про высадку в Нормандии, но не про Афганистан", — рассказал Копцев.

Было не так и кончилось не тем

Ночной штурм душманами высоты 3234, наверное, самый известный эпизод афганской войны. Именно он лег в основу фильма "Девятая рота" Федора Бондарчука, вышедшего в 2005 году.

Картина не вызвала восторга у ветеранов Афганистана. Известный переводчик, публицист и писатель Дмитрий "Гоблин" Пучков неоднократно высказывался относительно того, что в "Девятой роте" событийная канва, мягко говоря, не соответствует действительности.

"Конечно, надо делать скидку на то, что это художественный фильм, а не документальный. Но выпускать фильмы под слоганами типа: "Последний крик советского солдата в Афганистане никто не услышал" — это лгать. А второй слоган: "Они хотели, чтобы их любили" — это прямая цитата из художественного фильма "Рембо-2", сугубо антисоветского. Применительно к советским солдатам это по меньшей мере странно", — заметил Пучков.

Он утверждает, что в угоду неким художественным замыслам правда о событиях была радикально искажена.

Персонаж фильма Звездные войны Дарт Вейдер. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Фейки и правда в фильмах об Афганистане — киноляпы Голливуда
"Все было не так и закончилось не тем. Никто никого не забывал, никто никого не бросал. Люди вели боевые действия так, как их учили. Погибли там шесть человек из восемнадцати. Это очень большие потери. Командир разведроты говорил, что у него за два года погибли два человека. А тут вот, при обороне высоты, — шесть. Это очень много. А такого, чтобы всех убили, а один остался, просто не было", — продолжил он.

Именно желание вернуться к исторической правде и стало толчком к дальнейшим проектам, которые в итоге привели к созданию игры "Правда о девятой роте".

Назло Бондарчуку

Пучков вспоминает, что этот фильм вызвал у него недоумение.

"Я написал заметку у себя на сайте. Ее прочитали 70 тысяч человек. Тогда это были огромные цифры. Откликнулись непосредственные участники событий. Сначала начальник артиллерии 345-го отдельного парашютно-десантного полка. А потом он дал контакты артиллерийского наводчика Ивана Павловича Бабенко, роль которого исполнил непосредственно Федор Бондарчук", — рассказал Пучков.

Встречи с участниками тех событий переросли в съемки документального фильма "Правда о девятой роте". Однако до экрана фильм не дошел.

"Я не имел режиссерского опыта, и получился производственный брак по звуку. Тем не менее наша полемика имела серьезнейший общественный резонанс, и я обратился в фирму "1С" с предложением: "Давайте сделаем игру?" — сказал Пучков.

К тому моменту им была составлена поминутная реконструкция знаменитого боя на высоте 3234. И воспоминания бойцов легли в основу "стрелялки".

За душманов играть нельзя

Игра была создана в рекордно короткие сроки — за девять месяцев. Воплотить ее в жизнь взялась студия Extreme Developers из города Миасс Челябинской области.

Республика Афганистан, вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана.  Архивнео фото - Sputnik Кыргызстан
Как комиссара Каттани спасали от толпы с ножами. О съемках "Афганского излома"
Как правило, "стрелялки" бывают двух видов. Есть PvE (player vs environment). То есть играет один игрок, выполняя игровой сценарий. Все масштабные "стрелялки" используют еще и режим PvP (player vs player). То есть "игрок против игрока". Ценность "шутера" — это всегда PvP. Людям интересно играть в войнушку именно против людей. Но в "Правде о девятой роте" никакого PvP быть не могло. По вполне понятным причинам.

"Игра была достаточно необычная. Например, если на Западе делают игры про Вторую мировую войну, то там можно поиграть за одних и можно поиграть за других. А я считаю, что это неэтично. Поэтому в нашей игре играть можно только за советских воинов-десантников. За душманов играть нельзя", — пояснил Пучков.

Игра для внутреннего пользования

Эксперт по играм Алексей Копцев в свое время прошел всю "Правду о девятой роте".

"Я бы не сказал, что это простая игра. Это игра реконструкторская, то есть, если уж ты получил заряд в бок, то реально потерял здоровье. Влетел кусок свинца — 12 процентов здоровья отняли", — говорит эксперт.

Прохождение игры у опытного игрока занимает около четырех часов. Интерес здесь именно реконструкторский. Можно увидеть, как все было, самому оказаться в шкуре советского воина-интернационалиста.

Первый этап вывода советских войск из Афганистана - Sputnik Кыргызстан
Кассеты с песнями было запрещено вывозить из Афгана — основатель "Каскада"
Встретили игру неоднозначно. Создателям пеняли на то, что она скучная, что не использован режим PvP. Но большинство отраслевых изданий рецензировали игру без оценок.

Коммерческой окупаемости тоже не случилось.

Эта игра ни в коем случае не могла стать коммерческим продуктом. Так же произошло позднее с фильмом "28 панфиловцев". Он был снят на народные деньги, с детальной реконструкцией событий, но был некоммерческий, заметил Копцев.

"Так получилось и здесь. Абсолютное большинство игр делается в первую очередь для американского рынка. И естественно, что игра про советских "агрессоров" в Афганистане ни в каком виде не смогла бы успешно продаваться в Америке, потому что там убивают американских инструкторов и классных бородатых "борцов за демократию", — добавил эксперт.

Читайте репортаж, как изменилось место самых ожесточенных боев 30 лет спустя.

Лента новостей
0