Неприкосновенные или неприкасаемые? Нужны ли нам "беззащитные" президенты

© Sputnik / Табылды КадырбековКресло в резиденции президента КР. Архивное фото
Кресло в резиденции президента КР. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Министерство юстиции КР выносит на общественное обсуждение проект закона "О внесении изменения в Закон "О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики". Доцент политологии, профессор Мурат Суюнбаев рассуждает о политической культуре Кыргызстана и гражданах законопослушной Европы.

Сначала коротко определения:

Президент — глава страны от латинского praesidens — "сидящий впереди".

Неприкосновенность — общий термин, применяющийся к должностным лицам, обычно выборным, означающий наличие у определенных лиц особых прав.

Неприкасаемые — принятое в русском языке общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии. 

Кресло президента на пресс-конференции. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Минюст КР предлагает лишить экс-президентов неприкосновенности
Новый законопроект означает, что президент Атамбаев инициирует снятие неприкосновенности. Отмечается, что законопроект выносит на общественное обсуждение вопрос об отмене неприкосновенности экс-президента и будет одним из способов борьбы с коррупцией, сдерживающим фактором для лиц, занимающих главный пост страны. 

Согласно статье 12 вышеуказанного закона, экс-президент КР обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за действия или бездействие, совершенные им в период исполнения полномочий президента, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

Но, согласно статье 67 Конституции, "Президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности". 

Что такое отрешение, отрешенность? Отрешение обычно носит негативное восприятие: типа увольнения. Но ведь экс-президенты тоже "уволенные", только в связи с "прекращением контракта". Отрешенность же означает, что человек способен отчуждаться от происходящего вокруг него. Слово "отрешенность" является прямой противоположностью понятию "активность". Поэтому, на мой взгляд, уволенные "по статье" в связи с "прекращением контракта" или "по собственному желанию" — все они "отрешенные от должности". То есть у них уже нет особых (президентских) обязанностей, а значит, не должно быть особых (президентских) прав. С точки зрения сохранения государственных секретов президенту нужно оставить хотя бы небольшую часть привилегий. Но в целом нужно убрать всевозможные льготы и сам иммунитет. 

Кроме того, Основной закон устанавливает для всех граждан равные обязанности и гарантирует равенство всех перед законом и судом, независимо от обстоятельств. 

Сегодня принятие нормы о лишении экс-главы государства иммунитета может лишь усугубить ситуацию и привести к тому, что президент до последнего будет цепляться за власть. Тогда возникнет реальная опасность, что политические процессы в стране начнут развиваться в направлении диктатуры.

Если посмотреть на мировую практику, то в подавляющем большинстве демократических стран никаких гарантий для бывших президентов не предусмотрено. Но там существуют и другие, более развитые правовые отношения, по-другому функционируют политические системы. У нас же пока не выработались окончательно демократические процедуры перехода власти из одних рук в другие.

Кулов: депутатам не нравится, что их хотят лишить неприкосновенности
Поэтому прежде всего нам необходимо добиваться прозрачности и честности выборов, создавать условия для спокойной и демократичной сменяемости власти и одновременно внедрять институт выборности в системы судебной власти и правоохранительных органов, идти к выборности судей. Если нам удастся достичь этого, со временем необходимость в неприкосновенности экс-президентов отпадет сама собой.

Неприкосновенность — это не иммунитет, который не дает никакой возможности привлечь человека к правовой ответственности. Неприкосновенность подразумевает особую процедуру расследования, возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения. Эта особая процедура распространяется и на парламентариев. Если все упростить, то получится, что инструменты власти в лице следствия, прокуратуры и так далее будут выше самой власти. 

Проблема в политической культуре Кыргызстана и сложившейся политической практике — предыдущие президенты "сносятся" в результате революций. Приходят разгоряченные революционеры, ликвидируют старые суды и назначают новый состав. Бывшие оппозиционеры, придя к власти, начинают сводить счеты с бывшими президентами, и иногда достаточно мелочно: лишают пенсий. Михаила Горбачева (как бы мы к нему не относились) лишили пенсии. Первый законно избранный президент Таджикистана Рахмон Набиев, стоявший у руля с 1991-го по 1992 год, также остался без пенсии. Люди говорят, что, когда темнело, бывшие председатели окрестных колхозов привозили ему кто мешок картошки, кто барана (значит, неплохой был руководитель). Разве это нормально? 

Получается, что судебная система в СНГ пока не является независимой. 

Вот говорят, в Европе законопослушные граждане. А откуда они взялись? В результате "селекции" — в течение сотен лет Средневековья нарушителей закона безжалостно вешали, рубили им головы, ноги, руки. В XVIII-XIX веках большинство незаконопослушных были высланы в Австралию — аналог российской Сибири. Или преступники сами уехали в США и Канаду. А у оставшихся европейцев страх перед жестоким наказанием за несколько столетий трансформировался в законопослушность. 

Дня Государственного флага Кыргызстана. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Я категорически против — Шеримкулов о поправках в Конституцию
Но если мы начнем таким же образом отбирать граждан или экс-президентов, то та же Европа первой и возмутится: права человека и все такое. И что нам делать? Старые методы невозможны, а новые пока никто особенно и не предлагает. Отсюда конвульсии и метания в этой сфере. А европейские стандарты невозможно механически приложить к нашим условиям. И это не столько юридическая проблема, сколько культурно-цивилизационная.

Кроме того, у нас парламентская республика, но почему-то экс-премьер-министр не обладает таким же статусом, как экс-президент. Ведь он тоже должен бы получить какие-то привилегии. 

Но у нас в стране почти четверть сотни экс-премьеров — многовато. Поэтому надо или всем экс-президентам и экс-премьерам, или никому. А есть еще экс-спикеры. А ведь по Конституции еще судебная ветвь власти равна другим ветвям. Получаются сплошные заросли "эксов"! Поэтому из этих соображений считаю, что их защищенность должна быть взвешенной: госбюджет-то не резиновый.

Вообще, возникает много вопросов. Что такое президенты вообще, роль института президентства в мире в целом и в Кыргызстане в частности? Нормальны ли взаимоотношения президентов и общества в Кыргызстане? Является ли нормальным факт постоянного нахождения двух президентов вне пределов страны? В какой мере примеры бегства первого и второго президентов Кыргызстана послужили уроком для Розы Отунбаевой в том, что необходимо делать и чего лучше избегать главе государства во время пребывания в должности? Насколько необходимы возвращение Аскара Акаева и Курманбека Бакиева на родину и судебные процессы над ними? Будет ли это способствовать усилению легитимности института президентства в стране? 

Какие выводы отсюда следуют:

Защищенность экс-президентов пока надо оставить. У нас это Роза Отунбаева и в будущем Алмазбек Атамбаев. Статуса "экс" лишились Акаев и Бакиев. 

Единственный президент СССР
Если лишать неприкосновенности, то президенты не смогут провести реформы, не смогут бороться с коррупцией, ничего не смогут сделать, боясь постпрезидентского времени.

Законопроект приглашает к диалогу. Мы все — и президенты, и народ, их избравший, — слишком много наломали дров на этой поляне. Надо начинать разговаривать на эту тему и извлекать уроки — для бывших, для действующего и будущих президентов. И для будущего государственности. Иначе так и будем метаться от неприкосновенности экс-президентов к их неприкасаемости.

Лента новостей
0