Отменить налог на авто, поднять цены на бензин — кому это выгодно?

© Sputnik / Михаил Мордасов / Перейти в фотобанкНа АЗС в Великом Новгороде
На АЗС в Великом Новгороде - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Практически каждого третьего кыргызстанца коснутся изменения, которые предлагают внести в законодательство ряд депутатов. Они вынесли на общественное обсуждение законопроект, отменяющий налог на транспорт, но увеличивающий цену бензина. По мнению инициаторов, это выгодно и удобно всем. Но согласны ли с ними другие заинтересованные стороны?

Советник министра экономики Кыргызской Республики, председатель общественного объединения За союз Кыргызстана с Россией и Беларусью Жумакадыр Акенеев в мультимедийном пресс-центре Sputnik Кыргызстан во время видеомоста Москва — Астана — Бишкек — Кишинев — Минск — Ереван на тему Интеграционные предпочтения в странах СНГ. - Sputnik Кыргызстан
ГСМ могут немного подорожать — Акенеев
Предложения об отмене налога на транспорт звучат со времени введения пошлины — с 2009 года. Но поправки разработали лишь недавно. В среду на общественное обсуждение был вынесен законопроект, предлагающий отменить пошлину на авто, но компенсировать потери за счет повышения акциза на бензин. Его разработчиками выступили социал-демократ Дастан Бекешев и депутаты от фракции "Республика — Ата-Журт" Омурбек Бабанов и Мирлан Жээнчороев.

Sputnik Кыргызстан провел "сжатые" общественные слушания и узнал мнение всех заинтересованных сторон.

Бекешев: отменив налог на транспорт, сэкономим деньги

Какие изменения предлагают?

В случае принятия законопроекта цена за литр бензина увеличится на один сом, а дизельного топлива — на 20-40 тыйынов. При этом добавится акциз, которого ранее не было, — владельцы, чьи машины потребляют газ, будут переплачивать 3 сома за один кубометр. Однако, по словам Бекешева, это предварительные расчеты.

"Гражданам будет удобно, они сэкономят время. И не нужно будет цеплять на лобовые стекла наклейки, которые тоже стоят денег. В прошлом году на них потратили 2,6 миллиона сомов. Также сократим расходы на администрирование пошлины на авто", — сказал депутат.

Он пояснил, что сборы налога на авто требуют больших материальных и кадровых ресурсов. Например, за год территориальные органы ГНС обрабатывают более 600 тысяч информационных расчетов, которые заносятся в электронную базу данных.

Каково мнение водителей

Автовладелец Рустам Гильмияров ездит на Honda Stream. Он использует машину для перевозки членов семьи и иногда для рабочих целей. Насколько выгодны отмена налога и переплата за бензин, сказать затрудняется, но поддерживает законопроект из-за удобства механизма.

"Доплачивать за бензин намного лучше, чем ходить в кассу, стоять в очереди и заполнять бланки. Тем более, когда начинаются рейды, водителей останавливают, и это создает дополнительные неудобства. Мне кажется, поправки в закон удобны", — считает Гильмияров.

Однако тем, у кого работа связана с перевозками, предлагаемая система уплаты пошлины невыгодна. Например, водитель микроавтобуса Алмаз Абдыразаков, чей маршрут пролегает внутри Бишкека, тратит на дизельное топливо около 324 тысяч сомов в год, покупая примерно 9 тысяч литров. Если, по расчетам Бекешева, цена на "дизель" повысится на 20-40 тыйынов, то переплачивать придется 2 700 сомов. Налог на транспорт обходится в 1 500.

"Если налог на авто упразднят, то будет невыгодно. Нынешняя цена на акциз разумнее", — сказал Абдыразаков.

Нефтетрейдеры

Ассоциация нефтетрейдеров тоже выступает против отмены пошлины на авто. По словам ее исполнительного директора Улана Кулова, это увеличит нагрузку на поставщиков ГСМ. Он опасается, что торговцев горючим обвинят в взвинчивании цен. 

Улан Кулов: нефтетрейдеры против отмены налога на транспорт

"Мы и так являемся крупными налогоплательщиками, а на нас еще хотят переложить дополнительно сбор налога на транспорт. Получается, освобождаем одних и тут же возлагаем обязанности на других. Мне кажется, это несправедливо", — заявил исполнительный директор ассоциации.

Он добавил, что последние полтора года в Кыргызстан идут нелегальные поставки бензина. Из-за этого расчеты правительства могут быть неверными и в бюджет, вероятно, недопоступит около 20 процентов денег, предположил Кулов. По его словам, нефтетрейдеры представят инициатору свои замечания и предложения.

Местные органы самоуправления

Автомобиль в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан
На 3,8 млн сомов оштрафовали автовладельцев за неуплату налога
Доходы от налогов на транспорт поступают в бюджеты местных самоуправлений, а прибыль от акциза — в республиканский. Предлагаемые поправки прокомментировало должностное лицо из мэрии Бишкека, пожелавшее остаться неизвестным. По его данным, около половины доходов от пошлины на авто направляется в бюджет страны. Муниципалитету остается примерно 270 миллионов сомов.

"На сегодня у нас план собрать 278 миллионов. Если отменят налог, межбюджетные отношения станут неурегулированными. Эта процедура — тяжелый процесс", — объяснили в мэрии.

В муниципалитете добавили, что каждый вид налога имеет дополнительное назначение. Например, акцизный вводится для учета алкогольных и табачных изделий и потому, что на него низкая себестоимость. Транспортная пошлина нужна для регулирования средств передвижения.

Государственная налоговая служба

ГНС предлагает отменить налог на авто примерно на четыре года, говорит пресс-секретарь ведомства Эркин Сазыков. Он утверждает, что отрицательных факторов у нововведения нет. Будет удобно как налоговой службе, так и водителям, говорит он. При этом увольнений сотрудников ГНС не последует.

"У нас сотрудники не разделены. Они все считаются собирателями налогов, и по функциональным обязанностям их переведут на другое место", — сказал он.

На вопрос, не пострадают ли местные бюджеты, Сазыков ответил, что правительство и парламент скорее всего предусмотрят отдельный механизм распределения средств.

Ответ инициатора

Акцизный налог будет расщепляться, и местные органы самоуправления станут получать свою долю, говорит Бекешев. По его словам, ежегодно при рассмотрении республиканского бюджета депутаты решают, как будет распределяться каждый вид налога.

"Однозначно, мы не можем допустить, чтобы органы местного самоуправления оставались без денег. Я понимаю их обеспокоенность. Но здесь, мне кажется, бояться не надо", — считает социал-демократ.

Он признает, что у некоторых автовладельцев могут увеличиться расходы. Однако они могут и уменьшиться у тех, кто редко пользуется машиной. Главным аргументом парламентария остается удобство для водителей.

Бекешев подытожил, что инициаторы будут встречаться с нефтетрейдерами и органами МСУ, поэтому поправки могут претерпеть изменения.

Лента новостей
0