03:14 16 октября 2019
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD69.8396
  • EUR77.0051
  • RUB1.0869
Верующие на праздничном намазе. Архивное фото

Ты мусульманин, и мы тебя приветствуем

© Sputnik / Максим Богодвид
Аналитика
Получить короткую ссылку
42210

Не следует рассматривать влияние умеренного ислама на выходцев или "полувыходцев" из Средней Азии как негативный фактор, пишет российский эксперт

Игорь Николайчук, ведущий аналитик Центра специальных медиаметрических исследований — для Sputnik.

Ведущий аналитик Центра специальных медиаметрических исследований Игорь Николайчук
© Sputnik / Алексей Тихомиров
Ведущий аналитик Центра специальных медиаметрических исследований Игорь Николайчук

В этом году мусульманский праздник Курбан-байрам пришелся на День знаний, 1 сентября. Накануне многие российские СМИ написали о переносе линеек в некоторых школах "по просьбе родителей и в интересах безопасности". Выяснилось, что речь идет об одной из московских школ, которая находится ближе всего к Соборной мечети.

Главная мечеть Москвы, расположенная на Олимпийском проспекте, — одна из крупнейших в Европе. Она может вместить 10 тысяч человек. Вокруг нее во время главных мусульманских праздников располагаются еще до 150 тысяч молящихся, что, разумеется, создает большие сложности для местных жителей.

В настоящее время известно, что Духовное управление мусульман решило сделать все необходимое, чтобы школьники и родители не испытывали затруднений: молитвы начнутся в 6.30, а к 8.30 (время начала линеек) основные мероприятия в мечети уже завершатся.

В Подмосковье, напротив, муниципалитеты посоветовали администрациям 35 школ (всего в регионе их около 1 500) перенести время проведения торжественных линеек. Рекомендации адресованы тем учебным заведениям, которые находятся рядом с местами проведения Курбан-байрама. Речь идет о сдвиге школьных мероприятий на 10 часов утра. В Московской области 1 сентября организуют 38 мест празднования и 13 мест забоя жертвенных животных.

Вот, собственно, и все. Но осадок от дискуссий в СМИ и блогах остался. В чем он выражается? В чувстве настороженности по поводу непредсказуемости поведения массы мусульман, большинство из которых приехали в регион на сезонные заработки.

Свои среди чужих

Когда пишешь на религиозные темы, всегда испытываешь некий дискомфорт, связанный с необходимостью тщательно соблюдать политкорректность. Хотя в Конституции России зафиксировано отделение религии от государства.

Вот что в этой связи хочется подчеркнуть. Есть радикальный ислам, который сегодня весьма заметен и справедливо считается опасным, поскольку питает фанатизм и экстремизм. Люди, зараженные такими идеями, и формируют ударные отряды мирового терроризма.

Но очень важно трезво оценивать степень религиозного накала у основной массы тех приезжих мусульман — трудовых мигрантов, — с которыми мы сталкиваемся в России каждый день.

Мое личное общение с гражданами Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, бродящими по Подмосковью в поисках работы, оставляет впечатление о них как о людях, у которых доминирует светское сознание. Они понимают, что, в отличие от времен СССР, воспринимаются здесь как чужаки — особенно те, кто не имел возможности выучить русский язык. А в этом случае лучше не только не доводить дело до религиозных конфликтов, но и вообще "не высовываться".

Пусть идеологический огонь под знаменитым "плавильным котлом", в котором создавался "единый советский народ", погашен, но память — на каком-то интуитивном уровне — осталась. Например, у мигрантов и мыслей нет выделяться: бород не носят, одежда европейская, суждения и привычки вполне светские, ну и так далее.

При этом смешиваться с россиянами они не хотят. Это не входит в их ближайшие планы, в них входит заработать и вернуться домой. Но в непростых условиях пребывания на территории чужого государства у них сильна тяга к чему-то своему, знакомому, что хотя бы ненадолго объединяло бы в сложном пространстве смыслов.

Для значительной части мигрантов посещение мечети по праздникам отнюдь не религиозная потребность, а выполнение правил "игры в своей команде". Это крайне важно — чувствовать себя частью чего-то большего. Выбор в данном случае невелик. Дверей для входа в коллективное общее в России мало — ну не в футбольные фанаты же записываться.

Пожалуй, здесь есть всего одна дверь, на которой, условно говоря, вывеска "Ты мусульманин, и мы тебя приветствуем". Мусульманские праздники, да и вообще символизм ислама играют в данном случае роль стабилизирующего фактора непростого в психологическом отношении бытия в чужой стране.

Поэтому не стоит рассматривать влияние умеренного ислама на выходцев или "полувыходцев" из Средней Азии как негативный фактор. Институты умеренного ислама вполне лояльны российским властям и даже могут считаться своего рода помощниками в деле государственного строительства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Теги:
мусульмане, ислам, мусульманский праздник Курман айт, Центральная Азия, Москва

Главные темы

Орбита Sputnik