"Матильда": совершенно стерильный фильм

© Sputnik / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкПремьера фильма Алексея Учителя "Матильда"
Премьера фильма Алексея Учителя Матильда - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В России вышел в широкий прокат фильм Алексея Учителя "Матильда" о взаимоотношениях балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая II, вызвавший широкий общественный резонанс. Колумнист Sputnik Лев Рыжков посмотрел самую скандальную российскую кинокартину года и делится впечатлениями.

Фильм Алексея Учителя еще задолго до премьеры вызвал негодование депутата Госдумы РФ Натальи Поклонской и радикальных православных верующих. Против него писали обращения в прокуратуру, горел режиссерский автомобиль. Некоторые сети кинотеатров заранее отказались от проката "Матильды". Но премьера все-таки состоялась: сначала в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, а потом и в Москве, в кинотеатре "Октябрь".

Кинотеатр охраняла полиция. Не могу сказать, что он был сплошь оцеплен стражами порядка, но металлические ограждения установили. Впрочем, на них никто не бросался, никого они не сдерживали.

Турусы на колесах

Но к делу! Фильм совершенно не скандальный. Чувство, которое можно было бы охарктеризовать как "ну ничего себе, загнули!", не возникло ни разу. Нет творческой наглости, от которой захватило бы дух. Действие ровное и размеренное.

Премьера фильма Оно режиссера Андреса Мускетти - Sputnik Кыргызстан
Обидная рецензия, после которой нет желания смотреть лучший ужастик века
Не возникало и неловкости, которая бывает у зрителя, когда ему преподносят запретный плод. Посетителям семейных киносеансов это знакомо: приходишь, к примеру, всей семьей на детский мультик, а там один из героев — маленький гей, а второй — просто кусок дерьма (не преувеличиваю). Хочется сказать "тьфу", но деньги за билеты уплачены, поэтому сидит семейство и смотрит. Никакая религиозная общественность с такими фильмами, впрочем, не борется.

В "Матильде" ничего подобного нет. Это совершенно стерильная кинолента.

Рассматривать ее как источник информации о событиях конца XIX века тоже не стоит. Уже в начале картины нагромождены целые турусы на колесах нелепицы. Среди них — император Александр III, держащий на плечах железнодорожный вагон! Не спрашивайте, зачем. Сюда же относится и какое-то нелепое покушение на Николая II с мордобоем…

Ничего подобного никогда не происходило! Конечно, история для большого художника — это лишь гвоздь, на который он вешает свое полотно. Но такие искривления истории уже на старте катастрофически снижают уровень доверия зрителя. Если бы в какой-то момент Николай II схватил осиновый кол и принялся вонзать его в выскакивающих из будуара вампиров, уровень достоверности, боюсь, не упал бы.

Любой сочинитель историй знает, что врать надо с огоньком. Задорно — чтобы и автор, и зритель говорили: "Ух ты!". Но в "Матильде" исторические события переиначили вообще непонятно зачем. Никакого особого смысла в этих фантазиях нет. Сюжет они двигают, но куда-то вбок.

По лекалам Болливуда

Премьер фильма Саякбай - Sputnik Кыргызстан
Актер поправился на 15 кг за две недели — 7 фактов о фильме "Саякбай"
Сценарий явно искалеченный, притом многократно. Бывают такие истории, которые вроде бы принимают к производству, но после говорят автору: "Только вот это и это поправьте". Потом правки вносят все участники кинопроизводства, и в итоге от исходной истории остается несуразный мутант-ампутант. Эти истории мучительны и для создателей, и для зрителей. В них не сходятся концы с концами, одно событие не вытекает из другого, а герои принимают важные решения без всяких на то оснований. Сюжетная линия ведет в никуда.

Все это в "Матильде" есть. А вот с диалогами — полная беда. Говорят герои исключительно мало, и все по делу. Не реплики, а предельно обезличенный функционал. "Вот эта балерина ничего так," — заявляет император Александр III наследнику престола. Все! Больше нет между ними никакого общения. А между предельно функциональными фразами вдруг проскакивает "я тебя люблю", что только добавляет происходящему нелепости.

Больше всего напыщенных и глупых фраз досталось герою Данилы Козловского. "Ты украл мой поцелуй!" — говорит он, начистив физиономию Николаю II (не спрашивайте, было ли это на самом деле). А потом вымышленного поручика Воронцова (которого, собственно, и играет Козловский) зачем-то макают в стеклянный резервуар с водой. Когда в очередной раз поднимают, Козловский страдальчески заявляет что-то вроде: "Это все во имя любви".

На пресс-конференции Алексей Учитель говорил, что сценарий переписали тысячу раз, все разжевали и отрепетировали. И только Ингеборга Дапкунайте (игравшая императрицу-мать) порой возмущалась: "Царица не может так говорить!".

Фильм Дина Девлина Геошторм - Sputnik Кыргызстан
Фильм о глобальной катастрофе стал самым популярным в кинотеатрах Бишкека
Уцелевшие истории героев скроены не по канонам русской классики (на что была надежда) и даже не по голливудским лекалам. Образец этих историй — индийский кинематограф, Болливуд. Только герои, к сожалению, не пляшут (кроме самой Матильды, да и та нечасто) и не поют. Жаль. Было бы интереснее.

В конце концов, фильм очень скучен. Честно признаюсь, я уснул, когда вымышленный герой Козловского набросился на Матильду и начал страстно щекотать ее бородой, излагая по-болливудски душераздирающую историю о том, как его девушка покончила с собой из-за того, что он полюбил Матильду. Больше меня уже не интересовало, чем все это закончится.

Актерский ансамбль

Об актерах. Николай II в исполнении немецкого актера Ларса Айдингера похож на аутичного дитятю-хипстера возрастом сильно за тридцать. Ни малейшей попытки показать внутренний мир героя не предпринимается. Без штанов мы императора видим, но душа его скрыта и зрителю не явлена. Один раз блеснули в его глазах слезинки, только не исключаю, что их пририсовали компьютерные графики.

Я так и не понял, в чем состоит великолепная актерская игра этого заграничного гостя, о которой Учитель так много говорил на пресс-конференции. Игры вообще никакой не заметно — Айдингер бесстрастен, как робот.

Роль Матильды исполняет Михалина Ольшанска. Польская актриса, без сомнения, лучшая в этом фильме. Она действительно очаровательна и соблазнительна, даже в кринолинах. Она вроде как сама крутит фуэте. Один раз достаточно долго показывает обнаженную грудь, и это, наверное, лучший момент картины.

Но полноценный образ не удается выстроить и польке. Слишком мало фактуры в ошметках сценария, на плоть характера не хватает. Ольшанска оживляет свою героиню при помощи кокетства и жеманства, однако глубины нет. Хотя иногда кажется, что вот-вот она появится…

Кадр из фильма Завещание отца (Атанын керээзи) режиссеров Бакыта Мукула и Дастана Жапар уулу. - Sputnik Кыргызстан
Два кыргызских фильма номинированы на "азиатский Оскар"
Герой Данилы Козловского — пожалуй, самый нелепый и ненужный персонаж. Поручика Воронцова, которого он играет, никогда не существовало. Наверное, создатели фильма хотели дать образ трагического любовника, примерно такого, как Ла Моль в "Королеве Марго" Александра Дюма. Это желание чувствуется, но получилось непонятно что.

Возникло стойкое ощущение, что платили Козловскому за количество произнесенных фраз и сильно экономили. Поэтому говорит его герой крайне мало, и все больше странную возвышенную ахинею. Напоминает он не романтичного Ла Моля, а агрессивного психа-преследователя.

Ингеборга Дапкунайте сыграла явно не свою роль — все равно что натянула правую перчатку на левую руку. Во-первых, ее героиня выглядит старше, чем Ингеборга на самом деле. Во-вторых, императрица совсем не улыбается. В-третьих, это отрицательная героиня, которая разрушает счастье влюбленных. Ингеборге такая роль совсем не идет. Она вполне могла бы сыграть молодую Александру Федоровну. Да и саму Матильду могла бы! Но зачем-то мучилась в образе склочной старухи.

Костюмы ради костюмов

Cтатуэтка премии Оскар. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Кыргызстанский фильм "Кентавр" поборется за "Оскар"
"Матильда" — фильм дорогой, причем дорогой напоказ. Роскошные мундиры, аутентичные эпохе костюмы, платья и дамские панталоны — всего этого много. И каждый из сотен героев массовки наряжен в индивидуальный костюм.

У автора этих строк сложилось впечатление, что фильм ставил не Алексей Учитель, а костюмеры. Сюжет на фоне их работы приобретает второстепенное значение. Это какой-то ритуальный набор действий, досадная обязаловка в рамках винтажного показа мод. Так что костюмеров стоит похвалить. Но все, что мы видим в "Матильде", — это костюмы ради костюмов. Ничего более.

Лента новостей
0