13:30 19 мая 2019
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD69.8500
  • EUR78.0539
  • RUB1.0807
Девушки сидят на скамейке. Архивное фото

Глобальное охлаждение: у нового поколения исчезает основной инстинкт

© Sputnik / Илья Питалев
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Виктор Мараховский
146520

Исследователи заявляют, что снижение интереса к интимной сфере продолжается. Наши молодые современники — это первые поколения, которые с малых лет стали золотоносным пластом для разработки революционного бизнеса.

Как сообщает в фундаментальной статье авторитетный журнал The Atlantic, с личной жизнью нового поколения землян творится что-то непонятное. По крайней мере, в развитых странах. Все обстоятельства как бы говорят о том, что среди младшей половины передового человечества должен наблюдаться расцвет всеобщей, свободной и беспроблемной любви, пишет колумнист РИА Новости.

Взять, скажем, молодых и относительно молодых американцев — "миллениалов" (1980–1996 годов рождения) и "поколение Z" (с 1997-го). Процент тех, кто считает, что вступать в интимные отношения без брака "совершенно нормально", — на историческом максимуме. Подавляющее большинство женщин имеют бесплатный доступ к противозачаточным средствам. Новые случаи ВИЧ — наоборот, на историческом минимуме.

"Гриндр" и "Тиндер" (приложения для знакомств) могут обеспечить быстрое и результативное знакомство буквально за час. Обмен очень личными фото и текстами через телефон признан нормой. "Полиамория" (это то же понятие, что и промискуитет, но лишенное негативной оценки) стала приличным словом. Слово "извращение" тоже избавилось от отрицательной смысловой нагрузки, а журнал для девочек Teen Vogue публикует инструкции по самым затейливым видам половой связи.

То есть запретов не осталось совсем. Можно практически все, а со многим — еще и помогут, и позаботятся о том, чтобы не было дурных последствий.

И тем не менее...

США: число старшеклассников, начавших половую жизнь, сократилось в 1991–2017 годах с 54 до 40 процентов. Те, кому уже третий десяток, имели в два с половиной раза меньше партнеров, чем их сверстники из 90-х. А 15 процентов после достижения совершеннолетия вообще живут в полном воздержании. Те, кто на целибат не перешел, занимаются любовью примерно на 20 процентов реже, чем 25 лет назад (включая женатых и замужних). Причем исследователи заявляют, что эти данные устарели: интерес к интимной сфере продолжает снижаться.

Великобритания: "частота личной жизни" у граждан 16-44 лет сократилась в 2001–2012 годах с "более шести раз в месяц" до "менее пяти". Австралия: та же картина. Швеция: та же картина. Нидерланды: та же картина. Япония (где все и так было плохо): по состоянию на 2015 год 43 процента взрослых граждан 18-34 лет вообще девственны.

Ученые придумали этому явлению название "секс-рецессия" и сейчас судорожно пытаются понять, кто виноват.

Как с некоторым ехидством отмечает издание, среди возможных виновников называются: "культура непрерывной подключенности к онлайну, сокрушительное экономическое давление, растущий уровень тревожности, психологическая слабость, антидепрессанты, стрим-ТВ, повышение фона эстрогенов, испускаемых пластмассами, снижение уровня тестостерона, цифровое порно, "золотой век вибраторов", приложения для знакомств, "паралич выбора" (это когда вариантов сто, а выбрать не можешь), сверхвнимательные родители, карьеризм, смартфоны, непрерывный новостной захлест, недосып, ожирение". Назовите любую современную проблему — ее обязательно где-то обвиняют в том, что она имеет отношение к проблемам либидо.

Мы не считаем себя умнее американских исследователей, но позволим заметить, что почти все перечисленные причины по сути — об одном и том же. Наши молодые современники — первые поколения, ставшие с самого начала жизни ресурсом для целой пачки принципиально новых индустрий, зарабатывающих на человеческой психике. На восприятии, на тревоге, на агрессивности и нежности, на проблемах, мечтах и страхах, на возвышенных порывах и грязных фантазиях.

Это первые поколения, чьи личности с малых лет стали золотоносным пластом для разработки революционного бизнеса. Первые поколения, каждую секунду бодрствования которых застолбили, распилили и эксплуатируют. Для реализации всех движений их душ и тел имеются (причем довольно навязчивые) сервисы, приложения и психологическая помощь. В великой битве за их внимание сражаются добрые психологи и мобильные приложения, стрелялки и новости, онлайн-активисты с петициями наперевес и образовательные программы, мессенджеры и индустрия виртуальных развлечений — от невинных до как бы порочных.

Так вот, эти поколения, если и не осознают, то отлично чувствуют, что они ресурс. И поэтому главным их стремлением, причем во всем, становится экономия себя.

Согласно наглядной таблице, показывающей разницу между "миллениалами" и "поколением Z", там, где у первых в приоритетах стоит "получение впечатлений", у вторых — "накопление денег". Есть основания полагать, что деньги — это в данном случае концентрированный символ энергии вообще, маны, жизненной силы, которую стремится сохранять и накапливать молодая половина человечества.

Поэтому вполне естественно, что из всех способов реализации "основного инстинкта" она предпочитает наименее энергозатратные. Не связанные с тем, чтобы вступать в сложные и отягощенные непонятными сюрпризами реальные отношения. Не сопряженные с обязательной близостью (с кем бы то ни было). Не подвергающие бесценный ресурс психики никаким рискам.

Иными словами, возможно, перед нами сокрушительный эффект усиленной многолетней эксплуатации всех инстинктов современника. Он перешел в глухую оборону и закукливается в самом сильном, действительно основном инстинкте — самосохранения.

Правда, и этот инстинкт реализуется у него не совсем так, как изначально был задуман природой. Самосохранение в принципе было создано для того, чтобы особь, спасая свою жизнь и тем доказав, что она достойна участвовать в непрерывном эволюционном чемпионате, получила доступ к реализации дальнейших "основных инстинктов": размножения, доминирования и так далее. Сейчас же инстинкт самосохранения, пусть и редуцированный, но остающийся у человека, воспринимает как основную угрозу именно навязчивую, хитрую и бездушную эксплуатацию его инстинктов со всех сторон.

Отсюда, быть может, и то "глобальное охлаждение", которое испытывает друг к другу пресловутое Поколение Снежинок. Оно бережет себя, но уже не для того, чтобы размножаться и доминировать, а просто так.

По теме

Cелфи могут лишить вас детей — как соцсети изменили кыргызстанцев
Ученые рассказали о смертельной опасности смартфонов для детей
Теги:
бизнес, поколение, интим, интернет

Главные темы

Орбита Sputnik