02:22 21 мая 2019
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD69.8500
  • EUR77.9212
  • RUB1.0831
Нефтекачалки. Архивное фото

США приказали всему миру платить России больше денег

© Sputnik / Юрий Сомов
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Иван Данилов
651510

Если бы у неформального союза ОПЕК и России были свои награды или почетные звания, президент США должен был бы немедленно стать их обладателем, ибо никто не сделал для повышения цен на нефть так много, как американский лидер, пишет эксперт.

Автор блога Crimson Alter — для РИА Новости.

Администрация Дональда Трампа решила довести мировой нефтяной рынок до точки кипения и оказать России большую финансовую услугу.

Не зря, наблюдая за реакцией товарных бирж на действия Трампа, известный русофоб и экс-президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес написал в Twitter: "Россия довольна. Очень довольна". Крик души господина Ильвеса совпал с сообщением, что цена нефти марки Brent уверенно преодолела отметку 73 доллара за баррель на фоне новостей о том, что США собираются ужесточить санкции против Ирана и отменить так называемые санкционные индульгенции (они же "санкционные исключения"), которые ранее позволяли основным потребителям иранской нефти покупать ее без страха попасть под каток американских пунитивных мер.

К моменту написания этого материала стоимость Brent была на несколько центов выше уровня в 74 доллара за баррель — то есть рыночные игроки воспринимают перспективы отмены "индульгенций" вполне серьезно и реагируют на них соответствующим образом, что крайне выгодно российским нефтяным компаниям и государственным финансам.

По самым скромным оценкам, на "нефтяной сделке ОПЕК+Россия" наша страна заработала пять триллионов рублей, а сейчас президент Трамп делает все от него зависящее, чтобы цены выросли еще сильнее, даже без того, чтобы ОПЕК и России потребовалось вводить дополнительное сокращение добычи. Если бы у неформального союза ОПЕК и РФ были свои награды или почетные звания, президент США должен был бы немедленно стать их обладателем, ибо никто не сделал так много для повышения цен на нефть, как американский лидер. Если бы не его попытки любой ценой поставить на колени Венесуэлу и Иран, поднимать цены было бы значительно сложнее.

Американские СМИ, такие как The Washington Post и Bloomberg, цитируют "высокопоставленные источники в Госдепартаменте и Минфине США". Те утверждают, что расчет администрации Трампа строится на том, что страны ОПЕК "закроют дефицит", который будет создан на мировом нефтяном рынке в условиях массовой отмены "санкционных индульгенций".

Сейчас мировые игроки нефтяного рынка "переваривают" пока окончательно не подтвержденную информацию о том, что гарантии такого рода уже получены Вашингтоном от Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. О получении этих гарантий заявлено в пресс-релизе Белого дома, который цитирует агентство Bloomberg.

Однако в этой (безусловно, разумной) схеме есть несколько очень уязвимых элементов, которые могут легко превратить элегантный план давления на Иран в настоящую экономическую ловушку для США. Пресс-релиз Белого дома говорит лишь о некоем желании обеспечить "адекватное предложение" на нефтяном рынке, а это можно интерпретировать как угодно. При цене 80, 90 или 100 долларов за баррель ничто не мешает странам-экспортерам утверждать, что на мировом рынке вполне "адекватное предложение" нефти.

Первый уязвимый элемент новой антииранской стратегии — сомнительная надежность и вариативная пунктуальность любых обещаний, якобы полученных администрацией Трампа от видных представителей стран ОПЕК. Если называть вещи своими именами, то в прошлом году президент США нагло и публично "кинул" ОПЕК в аналогичной ситуации: сначала он пообещал ввести жесткие санкции против Ирана, добился от организации увеличения добычи, а потом раздал крупнейшим потребителям иранской нефти "санкционные индульгенции", что привело к обвалу нефтяных котировок и убыткам государств ОПЕК, которые превышают десятки миллиардов долларов.

Это было вдвойне болезненно для многих стран — экспортеров нефти из-за того, что почти все они (Россия, к счастью, в данный список не входит) могут иметь сбалансированный бюджет (то есть не "кровоточить деньгами") только при ценах на нефть выше, — а в некоторых случаях серьезно выше — 80 долларов за баррель. Было бы наивно полагать, что ключевые игроки ОПЕК забыли про это мошенничество и что они позволят Трампу повторить прошлогодний маневр. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что для стран — участниц сделки ОПЕК+Россия "свой бюджет ближе к телу".

Более того, нефтяной картель уже "отбился от рук" Вашингтона и много раз отказывался снижать стоимость нефти, несмотря на гневные твиты американского президента, для которого понижение цен на "черное золото" (и опосредованно цен на бензин в США) уже давно стало своеобразной идеей фикс и важным индикатором его внешнеполитического влияния.

Нельзя исключать, что в итоге или сама ОПЕК, или участники сделки ОПЕК+Россия действительно примут решение о том, чтобы полностью либо частично компенсировать "выпадающую" из-за санкций иранскую нефть, но скорее всего это будет сделано после того, как станет очевидной эффективность ужесточенной американской санкционной стратегии. Проблема Трампа в том, что к моменту проявления этой очевидности цены на нефть могут находиться уже далеко за психологически важной отметкой в 80 долларов за баррель.

Помимо уязвимостей, связанных с позицией стран — экспортеров нефти, у новой антииранской стратегии Вашингтона есть еще и проблема конфликта с такими важными потребителями иранской нефти, как Турция, Индия и Китай. Предполагается, что "санкционных индульгенций" будут лишены Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция, однако уже сейчас с этими планами возникла проблема.

Как сообщает агентство Reuters, Индия настаивает на переговорах и на том, чтобы США "разрешили своим союзникам покупать некоторое количество иранской нефти".

С китайским импортом нефти из Ирана все будет еще сложнее: Пекин не вышел из "ядерной сделки", а отказ от иранских поставок дешевой нефти из-за давления США (с которыми КНР вынуждена вести крайне жесткую оборонительную экономическую войну) будет воспринят многими как "потеря лица", что сильно снижает вероятность китайского сотрудничества в плане исполнения антииранских мер.

Турция — еще одна проблемная для Соединенных Штатов страна, импортер иранской нефти — уже находится в остром конфликте с администрацией Трампа из-за скандала вокруг покупки российских комплексов ПВО и поддержки американскими структурами турецкой оппозиции. Турция сейчас не в лучшем экономическом положении, и отказываться от дешевой иранской нефти из-за американского давления тоже явно не самый вероятный ход Анкары, которая скорее предпочтет пойти на эскалацию конфронтации с Вашингтоном.

Даже если заявленная США цель — "сведение экспорта иранской нефти до нуля" — не будет достигнута полностью, усиление санкционного давления на Иран станет важным фактором, который положительно повлияет на рост стоимости нефти. В этих условиях необходимо признать, что довольно рисковая и крайне безответственная политика нынешней вашингтонской администрации может приносить России вполне очевидные экономические выгоды. В некотором роде Трамп — это "вечный санкционный двигатель", и нужно просто каждый раз находить правильный способ использовать его кипучую энергию и жажду величия в российских интересах.

По теме

Мы все умрем. Дефицит нефти
Десятки триллионов рублей. Природные богатства России оценило Минприроды
За нефть придется платить гробами. Что мешает вторжению США в Венесуэлу
Теги:
доллар, нефть, Россия, США

Главные темы

Орбита Sputnik