04:35 24 июля 2019
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD69.6659
  • EUR77.9039
  • RUB1.1035
Химики-дозиметристы на территории Чернобыльской атомной электростанции во время ликвидации последствий аварии. Архивное фото

После сериала "Чернобыль" обнаружен новый вид беспощадных мутантов

© Sputnik / Vitaly Ankov
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Виктор Мараховский
256740

Медиабраконьерам, чтобы не выпасть из поезда актуальности, надо раз и навсегда выпасть из всех рамок, пишет эксперт.

Сначала тревожные новости. Только что проявился самый дикий и скандальный из всех эффектов сериала HBO "Чернобыль", пишет обозреватель РИА Новости.

Как сообщают мировые СМИ, в город-призрак Припять, куда раньше приезжали в основном фанаты сталкерных игр и искатели гигантских крыс, потянулись самые жуткие мутанты нашего времени. Это инстаблогеры, бессмысленные и беспощадные. В первую очередь, конечно, их украинская разновидность — ей ехать ближе. Но обнаружились и другие, даже тайваньские (и не надо думать, что наши, американские или китайские вариации этих мутантов чем-то отличаются).

В общем, теперь сотни тысяч подписчиков по всей планете наблюдают жуткое столкновение двух разных вселенных. Вселенной давней настоящей катастрофы и вселенной современной цифровой деможизни.

Вот с блогера-дивчины, стоящей на фоне мертвых окон, спадает белый "комбинезон радиационной защиты", и она остается, вся стройная и загорелая, в одних беззащитных белых трусах.

Вот спортивный блогер-пацанчик в абибасе "делает бицепс" и заодно показывает растяжку на фоне самого трагического из чернобыльских символов — ржавого колеса обозрения в парке аттракционов.

Еще дивчина в покинутой зоне кокетничает со знаком "Осторожно, радиация!".

Еще одна, в топике и татухах, трагично запрокинула голову среди покинутых кварталов.

Еще одна, призывно выставив взрослую привлекательность, позирует на детских качельках.

Вот снова мужественный пацанчик. Он как бы сталкер как бы в комбинезоне: он сурово осматривает пустой город с крыши.

...Все это — пошлятина настолько невероятная, настолько далеко и бесстыдно вывалившаяся из декольте морали и элементарного вкуса, что о ней явно стоит поговорить отдельно. Потому что на самом деле ее чернобыльская вариация — просто самая яркая часть большого и в общем угрожающего явления.

Дано: довольно крупное (и отчасти процветающее) поголовье современников, чья профессия, образ жизни и призвание — запечатлевать себя в эксклюзивных или актуальных обстоятельствах. А лучше одновременно и в тех и в других.

И вот это поголовье в нашей части света получило от судьбы внезапный приз. В США, масскультурной столице мира, на сверхмодном канале показали сверхмодный сериал, действие которого разворачивается у нас под боком. Просто рукой подать. Пару часов на машине или столько же плюс два часа на самолете — и можно показаться так называемой "подписоте" через буроватый постапокалиптичный фильтр.

И да, какие-то смутные представления о том, что перед ними как бы место трагедии, до инстазвезд все же дошли. Поэтому под своими стриптизами и шпагатами они пишут: "Я в Чернобыле! Какая это была страшная трагедия!!! Печаль (((( За столько лет ничего не изменилось! Ужасное преступление перед природой и планетой, за которое никто не понес наказания!" — и прочие, по их безмозглому мнению, подходящие случаю буквы (на самом деле нет).

Почему эти люди табунами прискакали в Чернобыль делать именно стриптизы и шпагаты и писать безумно неуместный пафос, к сожалению, понятно. Потому что стриптизы, шпагаты и пафосная пошлятина — это все, что они умеют.

Но отметим: они это умеют, потому что именно этому учились. Эти их шпагаты с пошлятиной уже сами по себе стали отдельным современным искусством, так как они востребованы. Окупающимся искусством это сделали не они, а сама логика того, что принято называть "развитием массовых коммуникаций".

Надо признать печальную истину: сейчас проявляются все, в том числе страшные, эффекты такого развития. Суть медийного пространства сегодня такова, что даже простая сдержанность во многих секторах "массового информационного потребления" — тактика проигрышная, слабая и неверная.

Чтобы не выпасть из поезда актуальности, профессиональным охотникам за аудиторией надо раз и навсегда выпасть из всех рамок. Настоящий массовый блогер должен быть одновременно бесстыден, как Лысый из "Браззерс", и бичевать порок, как Мартин Лютер Кинг. И разоблачать продажность и коррупцию ("Ну, что вы теперь придумаете в свое оправдание, губернатор/МВД/МИД/?"), и иметь хорошо известный среди специалистов прайс-лист ("Пост с нашей подготовкой с Ильей в кадре — 365 тысяч. Брендирование на неделю — 550 тысяч").

Поэтому такого понятия, как "неуместность", для них вообще не существует. Для них есть понятие неактуальности (то есть чего-то, на что нельзя подсесть со своим гвалтом и что нельзя в итоге монетизировать).

Для этих медиабраконьеров не существует и понятия несочетаемого. Они будут селфиться на похоронах, делать онлайн-трансляции с пожаров и прикалываться над Вечным огнем. Для них сравнимые случаи имеют совершенно разный вес в зависимости от того, насколько актуально на них можно пообличать и попиариться.

Хотите пример?

Есть журналист, арестованный по совершенно фантастическому обвинению в прямой связи со своей профессиональной деятельностью, — за то, что он просто писал, ему вменили государственное преступление и могут посадить на огромный срок.

Этот журналист сидит уже много месяцев. Но на его фоне никак не попозировать, в его трагедии никак не обвинить российское государство, и эту трагедию никак не монетизировать — можно только схлопотать попадание в черные списки на одной соседней территории. Поэтому никто из модных блогеров не вешает хэштегов, не призывает всех выйти в его защиту и не выходит сам.

И это, знаете, тоже своего рода лучевая болезнь.

По теме

Тайны Чернобыля. Тени прошлого, не дающие спокойно спать кыргызстанцам
День ликвидатора. 29 лет назад чернобыльские спасатели соорудили саркофаг над АЭС

Главные темы

Орбита Sputnik