03:38 22 января 2021
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD84.5260
  • EUR102.5512
  • RUB1.1521
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Обострение ситуации в Нагорном Карабахе (65)
63011

Миротворческие задачи требуют постоянной мобильности, и прямой маршрут из России в Нагорный Карабах снял бы многие проблемы логистики, снабжения, а также способствовал бы региональному миру и стабильности, считает эксперт.

Российская миротворческая операция в Нагорном Карабахе отличается сложнейшей логистикой. Реконструкция и модернизация аэродрома в Степанакерте позволят принимать военно-транспортные самолеты ВКС России, создадут новые операционные возможности, решат многие проблемы снабжения войсковой группировки.

Карабах связывает с Арменией только Лачинский коридор шириной пять километров. Дорога находится под присмотром российских миротворцев и все же остается крайне уязвимой в случае возможного обострения обстановки в регионе. В перспективе — непростое строительство новой дороги (коридора) и передача Азербайджану города Лачин. Однако оперативная доставка людей и грузов необходима уже сегодня.

Путь по автомобильным дорогам от Степанакерта до Еревана (авиабаза Эребуни, аэропорт Звартноц) — 320 километров. В первые дни операции миротворцы выдвигались в Степанакерт этим маршрутом. Затем с 28 ноября освоили комбинированный маршрут: вагоны с грузами и техникой из России прибывают на азербайджанскую железнодорожную станцию Барда и после перегрузки на автомашины — около 100 километров пути по маршруту Барда —  Агдам — Степанакерт. Куда ни кинь маршрут — дорога дальняя.

Оперативная переброска подразделений, техники и грузов на сотни километров в условиях Нагорного Карабаха превращается в сложную войсковую операцию. Два раза в год — ротация личного состава группировки миротворцев. Осложнение обстановки в регионе может потребовать дополнительных сил и средств. При этом в девяти километрах от Степанакерта имеется аэропорт Ханкенди, который гипотетически способен принимать тяжелую военно-транспортную авиацию. Полеты здесь прекратились в начале 1990-х из-за боевых действий. Инфраструктура аэропорта пострадала от ракетных обстрелов со стороны Азербайджана в сентябре и октябре 2020 года, но длина взлетно-посадочной полосы составляет 2 200 метров. Рельеф местности позволяет, при необходимости, удлинить полосу на тысячу метров и построить рядом вторую. Цена возрождения и модернизации аэропорта возле Степанакерта при ближайшем рассмотрении может оказаться не дороже многолетних дальних рейсов, громадных затрат времени и сил. Аэропорт также может стать логистическим центром для переброски гражданских грузов и важным слагаемым экономического роста Нагорного Карабаха в перспективе.

Дорога дальняя и опасная

Российские миротворцы на 23 наблюдательных постах круглосуточно контролируют соблюдение режима прекращения огня в Нагорном Карабахе, обеспечивают безопасность движения автотранспорта и перемещения местного населения по Лачинскому коридору. Так, с 14 ноября благополучно вернулись домой более 26 тысяч беженцев. В регионе активно работают российские саперы, военные медики, сотрудники МЧС.

Решение миротворческих задач требует постоянной мобильности. Специальный протокол, подписанный Москвой и Баку на основе трехстороннего соглашения (Россия, Азербайджан, Армения) о прекращении карабахской войны, предусматривает разблокирование транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. Очевидно, этот документ снимает запреты не только на земле, но и в небе — имеются в виду полеты в аэропорт Степанакерта. Прямой маршрут из России решил бы многие проблемы логистики и снабжения, создал бы новые операционные возможности войсковой группировки 15-й миротворческой бригады.

Ранее Грузия по просьбе Азербайджана и Армении открыла свое воздушное пространство для российской военно-транспортной авиации, самолеты которой совершали полеты в Ереван. Далее — в Степанакерт — неизбежный и длительный марш на технике. Теперь самое время полностью разблокировать небо региона. Это может пойти на пользу проекту строительства дороги из Азербайджана в Нахичеванскую автономию.

Закрытое небо

В 2012 году аэродром Степанакерта уже ремонтировался и был готов принять самолеты, но этого не произошло из-за противодействия Баку. Однако после заключения трехстороннего соглашения и начала российской миротворческой операции обстановка в регионе в корне изменилась. Пора пересмотреть подходы к безопасности полетов и отменить запреты. Тем более что имеются прецеденты азербайджанско-армянского "взаимозачета": рейсы из Баку в Нахичевань летают через международные коридоры над Арменией, и армянские авиакомпании используют международно-защищенные воздушные коридоры над территорией Азербайджана.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: "Наступит день, когда проживающие сегодня в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы, которые обязательно туда вернутся, вновь будут жить в условиях добрососедства. Здесь есть логистические вопросы, транспортные вопросы, вопросы энергетической безопасности. Мы рассмотрим их". Это обнадеживает. И, если высокогорный аэропорт вскоре расправит крылья, это пойдет на пользу региональному миру и стабильности.

Темы:
Обострение ситуации в Нагорном Карабахе (65)

По теме

Миротворцы Турции — опасные неопределенности "нового мира" в Карабахе
Турция вводит войска в Азербайджан — чем опасна политика Эрдогана для ЦА
Теги:
миротворец, Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах, аэропорт

Главные темы

Орбита Sputnik