Шахназаров: в патриотичном кино не обязательно кто-то должен идти в атаку

© Sputnik / Евгения Новоженина / Перейти в фотобанкРежиссер Карен Шахназаров. Архивное фото
Режиссер Карен Шахназаров. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
"Если буду оценивать фильмы, то кто-нибудь из моих товарищей обязательно обидится", — считает потомок армянского княжеского рода генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.

Режиссер Карен Шахназаров пояснил в беседе с корреспондентом "Sputnik" Армения, что в патриотичном кино не обязательно кто-то должен ходить в атаку.

— Карен Георгиевич, говорят, что ваша фамилия происходит из аристократического армянского рода князей Мелик-Шахназаровых, которые правили в Нагорном Карабахе в средние века. Эмоционально чувствуете ли вы себя причастным к этой уникальной генеалогии?

— Для меня, безусловно, это имеет значение. Мой прапрадедушка, собственно, и основал государство Арцах в Нагорном Карабахе. Так что мое чувство тщеславия это тешит. Но я никогда не был в Карабахе. В Армении был много раз. Так что это важный момент в моей жизни.

— Какие фильмы или режиссеры первыми вспоминаются, когда речь заходит об армянском кинематографе?

— Современных я почти не знаю. Вспомнить могу разве что Вигена Чалдраняна. А прежнее поколение армянских режиссеров советского времени знал очень хорошо. Я был дружен с покойным Фрунзиком Довлатяном. Генрих Малян был замечательным армянским режиссером.

— Что надо предпринять кинематографистам Армении, чтобы добиться признания на международном уровне?

На фестивале в Канаде покажут две киноленты кыргызского режиссера
— Довольно трудно кинематографистам, потому что Армения — маленькая страна с небольшим населением. Как известно, гораздо больше армян живет вне Армении. Кстати, многие режиссеры армянского происхождения успешно трудятся в разных странах. Но они, конечно, уже стали частью культуры тех стран, где работают.

Плюс ко всему Армения, к сожалению, небогатая страна. Понятно, что нет средств, чтобы вкладывать в кино. И самое главное — рынок очень небольшой.

Конечно, когда Армения была частью Советского Союза, то, естественно, армянское кино выходило на большой рынок всего СССР. Поэтому и картины, которые снимали в Армении, были знамениты. Это и картина Фрунзика Довлатяна "Здравствуй, это я!" — она шла самым широким прокатом. Ее знал весь Советский Союз, и по телевизору много раз показывали.

И, конечно, в этом смысле проблема Армении — в маленьком рынке. Я знаю, что армянские кинематографисты стараются, наперекор всему пытаются работать. Порой успешно.

Первому учителю — 50 лет, или Почему Кончаловский снял обнаженку - Sputnik Кыргызстан
"Первому учителю" — 50 лет. Неопубликованные "закулисные" фото
Наверное, армянскому кинематографу надо попытаться скооперироваться с российским. Ориентироваться не только на рынок в Армении, но и на российский рынок, потому что он, конечно, намного больше. Здесь огромная аудитория. Тем более в России много армян.

Поэтому думаю, что в кооперации, создании каких-то совместных проектов — будущее армянского кинематографа. Наверное, на государственном уровне должны быть предприняты какие-то шаги, чтобы помочь ему.

— Нынешнее положение российского кинематографа называют катастрофическим. Упали до минимума кассовые сборы. Какие фильмы должны снимать российские режиссеры, чтобы вывести отрасль из кризиса?

Айнура из Кухни: земляки-сценаристы уложили меня к Вернику в постель - Sputnik Кыргызстан
Айнура из "Кухни": земляки-сценаристы уложили меня к Вернику в постель
— Не знаю. Я же не критик и не аналитик, а практик. Поэтому и не знаю. Я сам делаю фильмы, участвую в их производстве. Какие-то картины бывают удачными, какие-то не очень. Но сказать, какие конкретно направления? Я думаю, что это довольно сложно.

Я не оцениваю фильмы в силу своей профессии. Я — директор студии. У нас на "Мосфильме" производится фактически половина или даже большая часть российских картин. Я никого не оцениваю. Если буду оценивать, кто-то из моих товарищей на меня обидится. Поэтому оставим оценки критикам.

— Весомые государственные инвестиции получает патриотическое кино. Перспективно ли, по-вашему, это направление?

— Я не знаю такого жанра, как "патриотическое кино". Я не понимаю, что это такое. Вот Лев Николаевич Толстой написал "Севастопольские рассказы". Необыкновенное произведение, наполненное любовью к Родине, своему народу. Но ему и в голову не приходило называть все это "патриотическим". Это либо есть у автора, и оно проникает в ткань произведения, либо этого нет.

— В любой картине, любом фильме, если авторы адекватны, всегда присутствует любовь к родине, так же, как любовь к родителям. Адекватные люди испытывают уважение хотя бы к родителям. Да? А если неадекватные, то о чем и говорить?

Толомуш Океев и оператор во время съемок фильма Небо нашего детства. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Кыргызское кино: рекомендации известных людей страны
— Понимаете, Леонид Гайдай, вроде бы, не делал военных картин, но его фильмы, на мой взгляд, очень патриотичны, потому что они очень национальны. В них очень много того, что присуще нам, что мы узнаем из них. Когда мы смотрим картины Леонида Иовича, то понимаем, что это наше национальное кино. И то, что они так действуют, и есть патриотизм. Хотя вообще-то он делал комедии и у него никто не ходил в атаку.

Поэтому я имею в виду, что патриотическое кино, тема патриотизма могут пребывать в самых разных жанрах. Понимаете? Другой вопрос — талантливо это или неталантливо. Вот и все.

— Ваш фильм "Американская дочь" в каком-то смысле автобиографичный. А другие картины? Вы согласны с тем, что, чтобы убедительно что-то показать, надо это пережить?

— Дело в том, что хочешь ты или не хочешь, если снимаешь кино, что-то делаешь, ты все равно пользуешься своим жизненным опытом, своими наблюдениями. Значит, любое произведение все равно несет в себе какие-то элементы автобиографии. Я не делаю кино про себя, но все равно вкладываю свой же опыт. Поэтому с этой точки зрения любое произведение всегда автобиографическое.

Лента новостей
0