Женщины сжимали мокрые платочки — оператор о кыргызском номинанте на "Оскар"

© flickr.com / DRs KulturarvsprojektБабена для киноленты. Архивное фото
Бабена для киноленты. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Кинолента "Сутак" ("Небесное кочевье") завоевала Гран-при "Золотая лоза" на кинофестивале "Киношок" в Анапе и получила специальный приз кинокритиков Fedeora Award в Карловых Варах (Чехия). После высокой оценки на конкурсах картина режиссера Мирлана Абдыкалыкова выдвинута на премию "Оскар" и будет номинироваться как "Лучший иностранный фильм".

Корреспондент Sputnik побеседовал с оператором-постановщиком картины Талантом Акынбековым.

— О чем повествует фильм?

— Это история одной семьи на джайлоо — высокогорном пастбище, куда на летнее время пастухи угоняют скот. Представляете, на высоте 3000-4000 метров над уровнем моря места с чистейшей экологией, альпийские луга — душистые, целебные травы. Там, где одновременно бывает и холодно, и жарко, и дождливо, и сухо. 

Кинопремия Оскар. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Кинолента "Сутак" выдвинута на премию "Оскар"
Вокруг бескрайние просторы, но пространство для общения очень ограниченное. Здесь свои история, правила и устои. Молодая женщина Шайыр, потеряв мужа, решила с дочерью Умсунай остаться у его родителей — табунщика Табылды и его жены Карачач — из-за глубокой привязанности и беззаветной любви к родной земле. 

И в этот маленький мирок пытается вторгнуться метеоролог Эрмек, у которого возникают чувства к молодой женщине.

История очень простая, из жизни, но в то же время построена на красивых старинных легендах, о которых рассказывается в картине. 

— Как проходили съемки?

— В съемочной группе нас было человек двадцать вместе с техперсоналом. Главные актеры — профессионалы из театра. Дети, само собой, не профессионалы — их отбирали на кастинге. 

Снимали около трех недель в горах, поэтому жили в палатках. На большой высоте, скажу вам, очень часто бывает холодно, а вообще, за день можно увидеть все времена года. В ущелье Турген, где проходили съемки, не было рассвета как такового. Мы ведь привыкли солнце видеть из-за горизонта, а там оно отражается с противоположной стороны горы — со склона. Удивительное зрелище, совершенно другой рассвет. 

— Как же вы обходились без электричества?

— У нас круглосуточно работали два генератора. От них мы и заряжали аккумуляторы для раций, камер и световых приборов. Генераторы были очень мощные, и этот шум я запомнил очень хорошо. Когда вернулся со съемок, мне казалось, что в городе тише, чем в горах. А вот кухня у нас была настоящая кочевая — с костром и дровами.

— Кто, по-вашему, лучше всех сыграл в фильме?

Режиссер "Сутака": звонок о победе на "Киношоке" я просто проспал
— Лучше всех играли дети, которые блестяще справились с совсем не детскими ролями. С ними работал Мирлан Абдыкалыков. Они играли искренне и чисто. А главная героиня вообще с первого дубля выдала такие слезы, которые и профессионал не всегда сможет выжать. Но когда ребенок плачет, это тяжело. Создается такой эффект, что начинаешь переживать не только за актрису, но еще и за ребенка, который стоит перед камерой.

— А зрители тоже плачут?

— "Небесным кочевьем" в августе открывался фестиваль авторского кино на Иссык-Куле. После просмотра зал встал и аплодировал. Женщины, которые сидели рядом со мной, сжимали в руках мокрые платочки. Да и группа на съемках тоже плакала. 

— Расскажите о режиссере?

— Мирлан — сын известного режиссера Актана Абдыкалыкова. Ему всего 36 лет. Он окончил факультет журналистики. В его творческом багаже несколько короткометражных фильмов. Известен он и как актер — снимался в фильмах своего отца "Бешкемпир" и "Маймыл". Кстати, тоже призер "Киношока-2001" за лучший сценарий и фестиваля в Токио. Ну а "Небесное кочевье" — его первый опыт в полнометражном кино. 

— А кто написал историю?

— Автором сценария были отец режиссера Актан Абдыкалыков и Эрнест Абдыжапаров. Он был написан еще лет восемь назад и лежал на полке, а потом и вовсе затерялся. Только в позапрошлом году председатель Союза кинематографистов Кыргызстана Садык Шер-Нияз выступил продюсером и профинансировал картину. Бюджет был, скажем так, небольшой, но его хватило, чтобы снять полнометражный фильм. 

— Бывают ленты "на экспорт", а бывают только для своих. А у вашего фильма какая аудитория?

— Совершенно точно аудитория нашей картины находится в Кыргызстане, и 17 сентября уже запустили фильм в прокат. Но думаю, он найдет своего зрителя и за пределами нашей страны, ведь простые человеческие ценности не имеют национальности и границ. Мы говорим о простых, обыденных вещах, которые происходят с нами или могут произойти. Какой бы ни была обстановка вокруг, человеческие ценности останутся.

— "Небесное кочевье" уже общепризнанный шедевр. Вы стремились к этому или он получился случайно?

— Нам хотелось снять фильм, который оставил бы след в душе зрителя. Если ему понравилось, то получается, что мы не зря работали. Мирлан и съемочная группа вложили в картину всю свою энергию. По ходу съемок в сценарий постоянно что-то добавляли, убирали, и вот появилось такое произведение. Да и название родилось тоже на съемках.

— А что, было другое?

— Изначально фильм назывался "Сырт" ("Высокогорная степь"). Потом хотели дать название местности, где снимали. Но затем решили назвать "Сутак" — это певчая птичка козодой, ее голос звучит на протяжении всего фильма. А для зарубежного проката пришли к нынешнему названию "Небесное кочевье".

— В фильме красивая "картинка". Где вы учились снимать?

Бабена для киноленты. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Номинированный на "Оскар" кыргызский фильм завоевал Гран-при в Алматы
— После школы я работал на киностудии в мультцехе ассистентом режиссера, моим первым наставником был Упай Жайлобаев. Под его руководством я учился рисовать, лепить, двигать фигурки. С мультиков все и началось. А дальше было творческое объединение документальных фильмов, где я работал ассистентом. Потом на некоторое время ушел в рабочие – таскал реквизит. Меня гоняли как сидорову козу по площадке. Это было карьерное падение. 

— А почему вы так поступили?

— Нырок был нужен, чтобы перейти в творческое объединение художественных фильмов, где через какое-то время я стал ассистентом оператора, потом вторым оператором. 

А вообще, за камерой стою с 1986 года. Ездил на курсы повышения квалификации в Москву, которые впоследствии назвали Высшими операторскими курсами. Учили нас быстро — в течение полугода мы получили сертификаты. А в 1992 году я снял свой первый фильм как оператор-постановщик. 

Но больше учился, будучи ассистентом, у мэтров операторского искусства. И так камеру покрутишь, и так, следишь за новыми технологиями. А потом и техника стала другой: перестали снимать на пленку, перешли на "цифру".

— Каковы, по-вашему, перспективы кыргызского кинематографа?

— Очень много появляется людей, которые хотят делать хорошее кино. И в то же время есть люди, которые хотят на этом зарабатывать. Появились меценаты, которые пытаются вкладываться в молодых и перспективных. В частности, Садык Шер-Нияз каждый год проводит конкурс документального кино, выбирает десять человек, в которых можно инвестировать. 

— А есть какое-то соперничество с Казахстаном, который весьма динамично развивает свою киноиндустрию?

Фильм "Курманжан датка" завоевал Гран-при Казанского кинофестиваля
— В Казахстане сейчас очень много снимают. Я снимал там сериалы по 78 серий. А на кыргызском телевидении выходит до 14, и мы считаем это сериалом. У нас бюджет определяется прокатом. Если два-три кинотеатра прокатывают фильмы, то мы возвращаем свои деньги: 2-3 тысячи долларов, но это несерьезные цифры. 

Если у нас 5 миллионов потенциальных зрителей, то в Казахстане — 15 миллионов. Да и за 3-5 тысяч долларов там не снимают даже "короткий метр". Конкуренции у нас с другими странами нет. Но хочется, чтобы наше кино было хорошим, добрым, умным. Ведь не всегда нужно зарабатывать деньги, иногда нужно делать и искусство. Следует относиться к кино, как к искусству. А коммерция всегда была и будет. 

— Для вас кино заработок или способ реализации себя в искусстве?

— Живопись. Допустим, художник написал картину. А у нас, в кино, красивым должен быть не один кадр, а вся история, которую мы рассказываем. Кто-то, может быть, представляет эту историю по-другому. Но ты за полтора часа должен заставить человека поверить именно в свой вариант. Должен быть не фильмец, а кино, потрясающее душу. Вот я за такое кино.

Лента новостей
0