12:54 22 января 2020
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD69.7000
  • EUR77.3008
  • RUB1.1268
Культура
Получить короткую ссылку
16015107

Почему издание журнала в нашей стране — не прибыльный бизнес, а дорогая прихоть, узнала корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева.

…Минуту назад основатель и главный редактор глянцевого журнала #ONEMAG Айида Долотбакова выложила в соцсеть фотографию с Бали, где она отдыхала с мужем Саматом и двумя детьми. Как раз в то время мы с коллегой Екатериной спорили за "почти свежий" чайный пакетик, который оставила Светлана. Кажется, нам есть куда расти. 

— Сегодня наткнулась на видео, где вы рассказываете, что без ума от туфель Ferragamo, которые на официальном сайте стоят 900 – 1 000 долларов за пару. Действительно ли в Кыргызстане можно хорошо зарабатывать на глянцевом бизнесе?

— Содержать издание у нас нерентабельно, это факт. Глянец в Кыргызстане на самом деле дорогая прихоть. Если кто-то захочет открыть СМИ, чтобы заработать, я его тысячу раз отговорю! Лучше уж общепитом заняться — там денег гораздо больше. 

Просто мы с мужем фанаты своего дела, это наше детище. Он, например, любит по вечерам перечитывать выпуск, делать пометки. Для него даже лишний пробел — ошибка. Понимаешь, лишний пробел! Он может просто "утонуть" в журнале… 

А началось все в 2011 году, когда нас обуяло непреодолимое желание сделать журнал. Уже после мы наткнулись на множество подводных камней. Например, оказалось, что это банально дорого: один выпуск стоит, как неплохой автомобиль. 

Основатель и главный редактор глянцевого журнала #ONEMAG Айида Долотбакова во время фотосессии
© Фото / Марета Келигова
Основатель и главный редактор глянцевого журнала #ONEMAG Айида Долотбакова: глянец в Кыргызстане на самом деле дорогая прихоть. Если кто-то захочет открыть СМИ, чтобы заработать, я его тысячу раз отговорю! Лучше уж общепитом заняться — там денег гораздо больше

— Недавно по стране протопал кризис. В любые сложные времена первым страдает рынок СМИ, потому что бизнесмены сокращают расходы на рекламу. Как вы это пережили?

— Был момент, когда мы подумывали о закрытии, но потом поняли, что не можем просто так расстаться с изданием, в которое вложили душу. Естественно, пришлось сократить расходы, часть команды распустить — мы не могли выплачивать всем зарплату. В 2015 году выпустили всего 6-7 номеров, что с учетом кризиса не так уж и плохо.

Сейчас возвращаемся в прежнее русло: издаемся каждый месяц и подумываем выйти за пределы Кыргызстана. 

— Давайте поговорим о самом главном в любом СМИ — о журналистах. Легко ли вам удается найти специалистов? В конце концов, только бишкекские вузы ежегодно выпускают несколько сотен дипломированных журналистов. 

— Естественно, это нелегко. Что самое удивительное, диплом журналиста, как оказалось, вообще ничего не гарантирует: иногда выпускники вузов не могут двух слов связать. Я не смотрю на регалии и подхожу к каждому автору индивидуально. Моя задача — почувствовать в человеке талант. 

Взять, к примеру, Айдай Иргебаеву, которая больше пяти лет была шеф-редактором журнала. Мы познакомились в неформальной обстановке, когда она была студенткой пятого курса. Мне хватило пяти минут общения, чтобы я увидела в ней потенциал. На тот момент у нас уже был приглашенный шеф-редактор — Назгуль Сопиева. Она прилетела из Москвы, где окончила факультет журналистики МГУ. Это был очень сложный период, мы только начинали, и Назгуль набирала команду. Она сразу забраковала кандидатуру Айдай, сказав: "Нет-нет, этой девочке писать не суждено! Я ее не рассматриваю". А я не хотела отпускать ее просто так и предложила поработать офис-менеджером. Айдай с легкостью согласилась… 

Основатель глянцевых журналов Айида Долотбакова с мужем и дочерью
© Фото / Рахат Керимбаев
Айида Долотбакова: мы с мужем фанаты своего дела, это наше детище. Он, например, любит по вечерам перечитывать выпуск, делать пометки. Для него даже лишний пробел — ошибка. Понимаешь, лишний пробел!

Через год она уже была шеф-редактором. Мы с Назгуль сидели как-то за чашечкой кофе, и она сказала: "У тебя есть удивительное качество: ты видишь в людях то, чего не видят другие. Сейчас я зачитываюсь и восхищаюсь этой девочкой". 

У меня на самом деле сильная интуиция. Для меня важны человеческие качества, очень важны. Я оцениваю воспитание, человечность и, естественно, образованность. 

— А умение расставлять запятые для вас важно?

— Журналист не может быть неучем, не может не дружить с правилами! Не надо надеяться, что придет корректор и все за него сделает. Но я готова вкладываться в каждого новичка и не жду готовых профессионалов. Это приносит свои плоды! Зачастую коллеги из других сфер говорят: "Долотбакова, ты знаешь, что от тебя выходят готовые управленцы?". Мне это нравится. 

— Во всем мире глянцевые журналы обвиняют в том, что они пропагандируют определенные стандарты красоты, которые часто недосягаемы. Например, у вас есть рубрика с фотографом Маретой Келиговой, которая делает откровенные фотографии красивых женщин… 

— Это сейчас мы бизнес-издание, а открывался #ONEMAG как первый мужской интеллектуальный журнал. Но как бы мужчине ни были интересны гаджеты, аналитика и бизнес, он в любом случае требует зрелищ. Мы лично убедились, что мужчины с удовольствием, по несколько раз просматривают эту рубрику. Но ни в коем случае не ищем славы Playboy, знаем, что это могут увидеть и пожилые люди. Потому эротика у нас очень эстетичная: даже если на фото видны интимные части тела, мы их чем-нибудь закрываем.

— Легко ли найти бизнесменов, готовых платить за рекламу в глянце?

— Новичкам очень трудно. Компании не хотят работать с журналами, которые только вышли на рынок. С каждым годом рекламодатели становятся опытнее, список их требований растет, и это правильно. Если я, как руководитель, трачу на что-то сом, мне очень интересно, куда он пойдет. 

Иногда даже сама отговариваю потенциальных рекламодателей. Объясняю, что новичкам рано платить такие деньги за имидж. И зачастую бизнесмены уходят от меня со словами благодарности: "Не ожидали, что вы нас будете час отговаривать, чтобы сберечь наш бюджет. Пройдет год-два, и мы будем бороться у вас за звание лучших". Вот это классно!

— Кстати, о премии: если бы ее организовала я, больше всего боялась бы, что она станет местечковой. Я несколько раз была на мероприятиях, где все начиналось красиво — люди приходили в галстуках-бабочках и платьях в пол, но, когда приносили еду, вся эта блестящая толпа бежала к столам, отталкивая друг друга локтями… Эффект был испорчен. 

— Абсолютно с тобой согласна. Но нам, организаторам, надо ублажать гостей, кормить их. В конце концов, они нашли время, красиво оделись, приехали… К примеру, на пятой церемонии награждения заиграл гимн страны, а гости, которые стояли ближе к бару, не отреагировали. Эти люди не виноваты, я ни в коем случае не читаю им нотации. Тут, извините, наша вина. Возможно, если бы я там стояла, тоже не услышала бы гимн.

Всему свое время — каждый год мы что-то меняем и обязательно учтем это в следующий раз. Большая вероятность, что дресс-код станет строже, а фейс-контроль усилится. Как только расслабимся, произойдет регресс. Мы должны развиваться, ведь нет предела совершенству.

Я уверена, что и на церемонии 2017 года будут какие-то недочеты, но это нормально. К таким вещам нужно относиться с пониманием. 

Основатель и главный редактор глянцевого журнала #ONEMAG Айида Долотбакова во время вручения награды #ONEMAG
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Айида Долотбакова: эротика у нас очень эстетичная: даже если на фото видны интимные части тела, мы их чем-нибудь закрываем

— У нас есть журналист Екатерина. Как-то мы с ней были на одном мероприятии, и ей стало интересно, почему там мало девушек модельной внешности. В ее словах была логика: красивые девушки привлекают платежеспособных мужчин. Вы с этим согласны?

— Ни в коем случае! Красивые девушки — это, конечно, хорошо, но они должны быть уместны. Здесь же речь идет о бизнес-площадке, где собираются нужные люди в нужное время. В такой неформальной обстановке легко завести необходимые знакомства. При этом нельзя недооценивать мужское эго — оно намного сильнее, чем женское. А представители крупных компаний зачастую как раз мужчины, и когда они концентрируются на одной площадке, поверьте, им не до моделей — надо себя показать.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Если мужчина успешен в бизнесе, то и в семье у него, как правило, все хорошо. Радует, что крупные бизнесмены с гордостью ведут под руку своих половинок. Впрочем, возможно, я вижу только то, что хочу видеть… 

— Организаторов любого конкурса рано или поздно кто-нибудь обвинит в том, что "там все куплено". Вы с этим сталкиваетесь?

— Постоянно. Но с каждым годом мы становимся опытнее. Можем без эмоций аргументировать каждое действие, строго по факту. 

Основатель глянцевых журналов Айида Долотбакова
© Фото / Алеся Вдовкина
Айида Долотбакова: у нас очень хорошие шансы. Раньше нашими главными конкурентами были рекламные билборды, но сейчас их снимают. Это сулит журналам увеличение объемов рекламы

— Каким вы видите #ONEMAG в 2017 году?

— У нас очень хорошие шансы. Раньше нашими главными конкурентами были рекламные билборды, но сейчас их снимают. Это сулит журналам увеличение объемов рекламы. К тому же на рынок Кыргызстана сейчас заходят международные компании, крупные представительства, которым тоже требуется реклама. В наступившем году планируем делать больший акцент на Интернет.

— Когда я вошла в студию, вы говорили фотографу, что намерены запустить видеоверсию журнала. Это пока секрет?

— Нет, я расскажу! Хотим запустить передачу о путешествиях. Дело в том, что мы с мужем безумно любим путешествовать. Почему бы не совместить приятное с полезным и не создать телегид от #ONEMAG? Эту идею мы обсуждали не раз. Она у нас уже в печенках сидит, ее надо воплощать! Сейчас все на стадии переговоров. 

Многие на нас равняются, мы несем за это ответственность. Хотелось бы подсказывать людям какие-то решения, доносить до них полезную информацию.

По теме

Как Арина из Бишкека стала звездой ночных клубов Алматы, Шанхая и Дубая
Теги:
журнал, премия, бизнес, работа, Айида Долотбакова

Главные темы

Орбита Sputnik