Окно ЕАЭС в Юго-Западную Азию. Почему нам следует дружить с Сингапуром

© Фото / Фотохост-агентство / Перейти в фотобанкФлаг Республики Сингапур. Архивное фото
Флаг Республики Сингапур. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
ЕАЭС нацелен на рынок Юго-Западной Азии, это станет главным вектором внешних связей альянса. Опыт эффектных реформ Сингапура может оказать серьезную помощь в развитии наших стран. Плюсов в сделке очень много, о них рассказывает эксперт.

Сегодня в Ереване в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета будет подписано соглашение о формировании зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Сингапуром. Какая от него польза странам — участницам евразийской интеграции? Мыслями об этом со Sputnik делится научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев.

Три направления интеграции

Евразийская экономическая комиссия делает ставку на три взаимообусловленных направления развития интеграции. Первое — создание общего цифрового пространства (в техническом и правовом смысле). В ряде сегментов этой деятельности можно говорить о лидирующих позициях стран ЕАЭС в мире.

Флаги стран ЕАЭС. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
ЕАЭС не снизит пошлины на "чувствительные" товары в сделке с Сингапуром
Второе — гармонизация логистики. Это касается внутренних товаропотоков, внешнего транзита и экспортно-импортных операций. В данной сфере проводится работа по сокращению мер нетарифного регулирования, технического упрощения процедур таможни, здесь же создается масштабная сетка соглашений о зонах свободной торговли с заинтересованными партнерами в различных регионах мира. 2019 год отмечен двумя мощными импульсами — заключением соглашения с Сингапуром и началом действия (после ратификации парламентами) соглашения о ЗСТ с Ираном.  

Третье направление — продолжение наращивания общих пространств внутри ЕАЭС. В частности, в Ереване к утверждению лидерами подготовлены Концепция формирования общего финансового рынка союза, ряд решений по гармонизации законодательств в энергетике. Также на финишной прямой соглашение о пенсионном обеспечении работающих граждан стран объединения. Если ВЕЭС снимет оставшиеся вопросы, оно может быть подписано на рубеже 2019–2020 годов.

Стратегическое движение на Восток

Но сейчас, конечно, наибольший интерес вызывает ЗСТ с Сингапуром. Юго-Азиатский вектор становится генеральным направлением развития внешних связей ЕАЭС — начало было положено подписанием ЗСТ с Вьетнамом в 2015 году. Причиной тому не только политические конфликты с Евросоюзом, но и объективный взлет глобального Востока, занимающего лидирующие технологические позиции по многим секторам. И политические, и экономические синергии ЕАЭС с группой этих стран — от Египта до Индии, от Китая до Таиланда и Филиппин — видны невооруженным глазом, а сингапурский опыт реформ Ли Куан Ю считается едва ли не эталонным для евразийского пространства.

Конечно, Азия как большая торговая семья неоднородна: либерально-капиталистический Сингапур отрицает доктрины цифрового социалистического Китая. Но страны ЕАЭС открыты любому опыту, поэтому предпочтения и преимущественные партнеры возникают как результат сложившихся интересов, а не идейных аксиом. Что же дает ЗСТ с Сингапуром?

Это двери в регион АСЕАН

Заседание Евразийского совета глав правительств ЕАЭС в КР - Sputnik Кыргызстан
Какие вопросы обсудят президенты стран ЕАЭС на саммите — список
Сразу скажем, мы не должны ждать быстрых ярких показателей по линии увеличения товарооборота. Сингапур и ЕАЭС занимают друг для друга меньше процента в долях товарооборота по сравнению с третьими странами. Если брать валовые показатели торговли в наиболее масштабном векторе Россия — Сингапур, это 3,6 миллиарда долларов в 2018 году (снижение на 17,7 процента по сравнению с предыдущим). Показатели торговли Казахстана и Беларуси с Сингапуром вообще не превышают 500 миллионов долларов в год. Однако дело не в этих показателях. Сингапур — своеобразные двери в регион стран АСЕАН. Это отличные стартовые позиции для компаний ЕАЭС. Экономика Сингапура функционирует в режиме "свободный порт": таможенные пошлины применяются только в отношении импортных транспортных средств, алкогольных напитков, табачных изделий, нефтепродуктов. Страна традиционно входит в двадцатку лидеров мировой торговли. Для России, Казахстана и Беларуси это возможность нарастить в регионе присутствие своих трейдеров услуг и экспортеров продукции. Белорусы уже хорошо продвинулись в данном направлении — в Сингапуре функционируют торговые дома "БелАЗа", "Белшины", "Минского тракторного завода".

Со своей стороны Сингапур заинтересован в наращивании присутствия на евразийском пространстве, понимаемом как мост между Азией и Европой. В частности, в Казахстане работают более 100 совместных с сингапурскими предприятий обрабатывающей промышленности, торговли, ИКТ, строительства и финансов. Казахстанско-сингапурская Keppel Kazakhstan, кроме интересов в нефтяной отрасли, создает проекты управления свободными экономическими зонами. Еще одна компания — JURONG Holding — участвует в проекте "Химический парк "Тараз" с проектами общей стоимостью порядка 8 миллиардов долларов.

Платформа цифровой логистики

Дополнительный плюс от сотрудничества с Сингапуром — новые технологические платформы. В частности, в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года обозначена задача интеграции евразийских цифровых экосистем с глобальными. Сингапур в этом плане можно рассматривать как точку входа для дальнейшего сопряжения систем ЕАЭС и стран АСЕАН. Один из лидеров отрасли — сингапурская vCargo Cloud имеет мощный опыт автоматизации логистических услуг по всему миру.

Автомобиль такси. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
У таксистов в странах ЕАЭС могут появиться цифровые профили и техпаспорта
Конкуренция в сфере транзита крайне высока, лидирующие позиции в ближайшем будущем займут те страны, которые смогут быстро принимать решения, будут иметь современную инфраструктуру, скоростные дороги. По ряду данных показателей ЕАЭС пока проигрывает. В частности, стоимость транзита по евразийскому экономическому пространству составляет около 30 процентов в конечной стоимости товара, тогда как в Евросоюзе и США — примерно 10 процентов. Сингапурский опыт может оказаться полезным как при кооперации внутри ЕАЭС, так и в реализации совместных проектов евразийского объединения со странами региона.

Таким образом, успешное будущее соглашений Евразийского экономического союза о ЗСТ с такими странами, как Сингапур, Египет и Индия, не только в снижении тарифных барьеров. Оно также зависит от способности компаний интеграционного объединения применять на практике свежие технологические решения, от готовности национальных регуляторов оперативно продвигать новые стандарты в логистике и торговле.

Лента новостей
0