Чисто кыргызский феномен — Кадыр Маликов о "Жайшуль-Махди"

© Sputnik / Табылды КадырбековДиректор независимого аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов. Архивное фото
Директор независимого аналитического центра Религия, право и политика Кадыр Маликов. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
По мнению теолога Кадыра Маликова, в Кыргызстане сохраняется опасность возникновения экстремистских группировок с радикальными взглядами.

БИШКЕК, 23 окт — Sputnik. Экстремистское движение "Жайшуль-Махди" является чисто кыргызской группировкой, заявил директор независимого аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов.

По словам эксперта, группировка "Жайшуль-Махди" была создана в Кыргызстане и имеет радикальный взгляд такфиристско-салафитского толка в суннитском течении.

"Есть одноименное движение в Ираке, но их категорически нельзя сравнивать. Иракская группа имеет шиитские корни, поэтому в Коране неправильно проводить параллели", — сказал Маликов.

Он пояснил, что название "Жайшуль-Махди" с арабского языка переводится как "войско" или "армия Махди". По верованиям мусульман, когда придет Даджаль — Антихрист, то имам Махди возглавит войско против него, а Иса пайгамбар — Иисус Христос будет руководить халифатом и организацией борьбы с Даджалем.

"Жайшуль-Махди" — чисто кыргызский феномен и изобретение. Участники были идейными, и в этом заключалась главная опасность, потому что такие идут до конца", — сказал Маликов.

По его словам, идея создания группировки появилась в 2008-м, через два года она заявила о себе терактами в Кыргызстане.

"Я изучал это движение по материалам после первых задержаний. Члены группировки имели канал внешней связи с российским экстремистом Саидом Бурятским, или Абу Саад Саид аль-Буряти, при рождении Александром Тихомировым — участником террористических групп, исламским проповедником и одним из идеологов северокавказского вооруженного подполья", — сказал эксперт.

Экстремисты из Кыргызстана консультировались с ним по разным вопросам и учились методам подрывной деятельности, технике террористической деятельности и согласовывали начало "джихада", подчеркнул Маликов.

"Деятельность группировки схожа с действиями "Аль-Каиды" и имеет те же корни. Это подтверждает и найденный при задержании Эдиля Абдрахманова флаг международной террористической организации. Некоторые недоумевают и спрашивают: при чем тут тогда "Исламское государство"? Дело в том, что идеологических противоречий между этими движениями нет, есть только различие взглядов на создание мирового халифата", — подчеркнул эксперт.

Руки заключенного, держащий ножницы. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Генерал Иманкулов: сбежавшие из СИЗО-50 готовы на все
Возможно, заключенные еще в тюрьме присягнули на верность ИГ и потом решились на побег, отметил Маликов. Учитывая то, что террористы не получали финансирование извне и деньги для своих целей находили, занимаясь грабежом и рэкетом, можно говорить о глубокой идейной подготовке и желании во что бы то ни стало продвигать "джихад". Очевидно, сбежав, они смогли бы найти выход в Афганистан или Сирию для продолжения и усиления своей деятельности в Кыргызстане.

"Угроза таких группировок в том, что они могут возникать повторно. К сожалению, в Кыргызстане есть для этого предпосылки", — сказал Маликов.

Член джихадистов на одной из улиц в сирийском городе Алеппо. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Ловцы заблудших душ, или Почему у ИГ получается вербовать кыргызстанцев
Низкий уровень религиозного образования позволяет вербовщикам радикальных движений находить новых адептов среди кыргызстанцев. Поэтому необходимо очень внимательно относиться к этому вопросу и широко проводить работу среди верующих в Кыргызстане, заключил Маликов.

О деятельности запрещенной в республике религиозной организации "Жайшуль-Махди", признанной террористической, читайте в справке Sputnik.

Лента новостей
0