17:19 19 августа 2017
Прямой эфир «Радио Sputnik»
Колбасная продукция на витрине. Архивное фото

Кадерова: халяльная продукция завоевывает популярность в России

© Sputnik / Максим Блинов
Мнение
Получить короткую ссылку
146 0 0

Опрос показал, что около 70 процентов респондентов пробовали либо пользовались халяльной продукцией или услугой, а около 85 процентов знают, что такое халяльные продукты, сообщила эксперт.

В последние годы в России значительно возрос спрос на халяльную продукцию (продукты питания и услуги), и не только среди мусульман. О том, кто и почему выбирает для себя халяльные товары, корреспонденту Sputnik рассказала ассистент кафедры маркетинга Российского экономического университета (РЭУ) им. Г. В. Плеханова Венера Кадерова.

— Венера Ахметшаевна, как меняются год от года продажи халяльных товаров в России?

— До недавнего времени в этой сфере наблюдался стабильный ежегодный рост. В последние два года на динамику потребления халяльной продукции негативно повлияли экономический кризис и снижение доходов населения в целом. Российские мусульмане привыкли к халяльным продуктам и не отказываются от них полностью, но сегодня, как правило, стараются экономить, потреблять в меньших объемах, чем прежде.

— Вы изучаете маркетинг только халяльной продукции?

— Я пишу диссертацию в РЭУ им. Г. В. Плеханова на тему «Маркетинг культурно обусловленных товаров». К этой группе относятся кошерные, халяльные, экологически чистые и другие товары, которые ограничены какой-то идеей. Мои исследования основаны на двухлетнем динамическом изучении маркетинга халяльных товаров отчасти потому, что я сама мусульманка и эта тема мне с детства хорошо знакома. 

В своей работе я даю общее понятие культурно обусловленных товаров, рассматриваю их классификацию, динамику роста рынка в Москве. Меня интересовало, что жители столицы знают о культурно обусловленных товарах, как их воспринимают и как потребляют. Хотелось посмотреть, есть ли среди потребителей халяльной продукции немусульмане. 

Как ни странно, оказалось, что почти половина (около 45 процентов) покупателей халяльных товаров ислам не исповедуют. Они воспринимают эту продукцию просто как экологически чистую, качеству которой можно доверять, потому что его контролирует Совет муфтиев России. 

Меня удивило, что и студенты РЭУ знают об этих товарах и покупают их. Я предполагала, что в этой теме разбирается старшее поколение, но оказалось, что и молодежь не остается в стороне.

— Сколько россиян, по вашим данным, имеют представление о халяльных продуктах?

— Исследование проводилось в основном в Москве, и по его результатам невозможно назвать точное количество потребителей. Но наш опрос показал, что около 70 процентов респондентов пробовали либо пользовались халяльной продукцией или услугой, а около 85 процентов знают, что такое халяльные продукты. 

Мы проводили наши исследования — экспертный опрос и мониторинг рынка — также в Казани и узнали, что многие производители этой продукции сегодня весьма активно развиваются и испытывают необходимость в разработке специальных маркетинговых стратегий. В Казани активно открываются халяльные магазины и кафе. 

— Кто-то в России занимался до вас подобными исследованиями?

— Нет, насколько мне известно, в России этого не было. За рубежом — в Дубае, Турции и Малайзии — было опубликовано несколько статей и только один сборник научных работ, но они больше касались исламских финансов, специфики маркетинга для продуктов, ориентированных на религиозных потребителей, исповедующих ислам. В нашем исследовании мы обнаружили довольно много схожих факторов, которые обуславливают потребление халяльных и кошерных товаров как потребителями, придерживающимися религиозных традиций, так и теми, кто в первую очередь оценивает процесс производства таких товаров как экологичный, поддерживающий традиции здорового образа жизни. 

— Какими методами вы пользовались в работе?

— Я использовала целый комплекс маркетинговых исследований. Среди них были изучение рынка по данным из Интернета, глубинные интервью с потребителями и производителями халяльной продукции, экспертные опросы посетителей ежегодной выставки "Халял Экспо". Мы изучали, какие новые товары ежегодно производятся в этой категории. Например, открытием для меня стал выход на российский рынок в текущем году детского халяльного питания. 

— В сферу вашего исследования попали только продукты питания?

— Да, я акцентировала внимание на них, но в определенной мере рассматривала и некоторые связанные с ними услуги в сферах туризма и образования. Например, в Казани работают детские сады, школы и даже институт, получившие сертификат "Халяль". Учащихся кормят халяльной едой, от них требуют соблюдения некоторых требований к одежде, кроме того, расписание занятий выделяет им время на молитву.

В этом году сертификат "Халяль" получили еще несколько гостиниц в Москве. Конечно, такая сертификация тоже касается питания.

Можно отметить направление, связанное с производством одежды. Сегодня очень многие швейные компании делают упор на традиционные модели для мусульман, хотя эта одежда пользуется определенным спросом и у людей, не имеющих отношения к исламу.

— Как вы думаете практически применять свою работу?

— Она может быть полезна производителям халяльных продуктов, даст им рекомендации, как правильно позиционировать продукт, какие инструменты коммуникации окажутся наиболее эффективными. 

По результатам экспертных интервью мы узнали, что все производители одежды понимают, что им нужен маркетинг, но не все представляют, как его следует применять для конкретного предприятия или производственной цепочки. Как правило, сначала они полагаются только на рекламу, выставки и "сарафанное радио". Но потом возникает потребность развивать бизнес, и они для продвижения своих товаров начитают активно обращаться к соцсетям и интернет-сайтам. 

Что касается производителей продуктов питания, то они нечасто используют маркетинговые инструменты и возможности даже при формировании цены на продукцию и лишь ориентируются на конкурентов. Поэтому сегодня научно-практические исследования дальнейшего развития этой отрасли, которыми мы занимаемся, думаю, будут очень актуальны.

По теме

Две фирмы незаконно использовали знак "Халал" в напитках и пельменях
Установлена премия для СМИ, выявляющих нарушения стандартов "халал"
Теги:
продукция, Халал, Венера Ахметшаевна, Россия





Главные темы

Орбита Sputnik

  • Документ

    Правительство Казахстана поддержало идею об отмене миграционных карт для иностранцев, которые въезжают в республику, имея визу.

  • Татьяна Хужина

    В Душанбе в закрытом режиме проходит третье судебное заседание по делу россиянки, обвиняемой в контрабанде старинной монеты. Ее адвокат надеется на оправдательный приговор.

  • Полицейский патруль

    Причиной драки с участием 200 человек в Нижнем Новгороде могла стать ссора азербайджанца и узбека.

  • Прямая трансляция судебного заседания над Грачья Арутюняном, осужденным в России водителем, в Армении.

    В Армении началось заседание комиссии по делу Грачьи Арутюняна, признанного в России виновным в ДТП, в котором погибли 18 человек. Его могут освободить досрочно.

  • Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов

    Председателя Думы Астраханской области не впустили в Грузию, предположительно, из-за посещения им Южной Осетии.

  • Марис Риекстиньш

    Новый посол Латвии в России рассказал, что больше всего интересует его страну в рамках двусторонних отношений.

  • Судебный молоток

    Суд Южной Осетии рассматривает вопрос о запрете деятельности религиозного объединения "Свидетели Иеговы".

  • Документ

    Правительство Казахстана поддержало идею об отмене миграционных карт для иностранцев, которые въезжают в республику, имея визу.

  • Полицейский патруль

    Причиной драки с участием 200 человек в Нижнем Новгороде могла стать ссора азербайджанца и узбека.