Эксперт: с ликвидацией МАК у авиации станет на одну "няньку" меньше

© Sputnik / Александр Натрускин / Перейти в фотобанкПредседатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. Архивное фото
Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Возможное лишение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) СНГ права на расследование авиапроисшествий позитивно скажется на безопасности полетов, считают эксперты.

БИШКЕК 18 июля – Sputnik. Бывший заместитель руководителя Министерства гражданской авиации СССР Олег Смирнов напомнил, что постепенное лишение МАК полномочий в России началось в конце 2015 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился передать функции комитета по сертификации самолетов и их деталей Росавиации, Минпромторгу и Минтрансу. 

"После распада Советского Союза перед странами встал вопрос, что делать дальше. Нужно было обучать и переподготавливать пилотов, делить воздушное пространство, постоянно держать контакт с международными организациями. Подготовку правового поля, выработку авиационных правил, в том числе по обучению пилотов, инженеров и техников, а также сертификацию самолетов, аэродромов и расследование авиакатастроф взял на себя МАК СНГ. Его создание утвердили президенты всех республик. Этот орган давно не существовал бы, если бы не его прочная основа — ратификация всеми странами Содружества", — рассказал авиаэксперт. 

По словам Смирнова, постепенно необходимость в МАК отпадала: государства-участники сами справляются с его полномочиями. 

Здание нового международного аэропорта в Жуковский. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
В Кыргызстане объявят конкурс на рейсы в аэропорт Жуковский
"Наконец и до России дошло, что отдельные функции комитета были абсурдными. МАК сертифицировал самолеты — как западные, так и отечественные, — одновременно расследуя катастрофы с ними. Нигде в мире такой практики давно нет. Тот, кто сертифицирует лайнеры, не может расследовать их крушения", — пояснил Смирнов.

Парадоксальность ситуации эксперт объяснил тем, что сертификация — очень прибыльная сфера, где расчеты ведутся преимущественно в иностранной валюте. 

"Все профессионалы едины во мнении, что от такого абсурда надо уходить. Мы твердили об этом больше 10 лет. Наконец в прошлом году было принято решение передать функции комитета по сертификации самолетов и их деталей Росавиации, Минпромторгу и Минтрансу", — заявил бывший замминистра. 

Смирнов уверен, что это решение финансово обескровило МАК. Если комитет к тому же лишат полномочий по расследованию авиакатастроф, он просто перестанет существовать, считает эксперт. 

"Меня и моих коллег смущает лишь то, что пока ни слова не сказано об альтернативе: кто будет заниматься расследованием ЧП на авиатранспорте вместо МАК? Ходили слухи о Министерстве обороны, но это абсолютно неверно. Минобороны и гражданская авиация не имеют ничего общего". 

Выход из сложившейся ситуации один: создавать структуру для расследования авиапроисшествий "под крылом" правительства, уверен эксперт. Это, по его словам, обеспечит более высокую безопасность полетов. 

Международный аэропорт в селе Тамчи Иссык-Кульской области . Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Авиакомпании России, Казахстана и РУз планируют рейсы до Иссык-Куля
"У авиации станет на одну "няньку" меньше, ведь, как известно, у семи нянек дитя без глазу. Должен быть один орган, который понесет персональную ответственность за отрасль, а его решения и предписания должны неукоснительно выполняться. Профессионалы выдвинут предложение перенять опыт мирового лидера авиационных перевозок — США. Россия перевозит 92 миллиона пассажиров в год, Штаты — 700 миллионов. В Америке расследованием авиапроисшествий занимается специальный орган при правительстве ", — добавил Смирнов.

В июне СМИ сообщили, что заместитель руководителя правительства РФ Аркадий Дворкович распорядился, чтобы "кабмин проработал передачу полномочий МАК СНГ по расследованию авиационных происшествий российским органам". Одновременно предлагается выход России из соглашений о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (от 1991 года), а также об условиях пребывания МАК на территории РФ (от 1995-го). 

Лента новостей
0