09:57 05 августа 2021
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD84.7102
  • EUR100.3901
  • RUB1.1638
Общество
Получить короткую ссылку
244213

Корреспондент Sputnik поговорил с главным архитектором столицы Бактыбеком Абдиевым. Он поведал, почему в городе так мало парковок и такие дорогие урны.

Глава Бишкекглавархитектуры Бактыбек Абдиев побеседовал со Sputnik о тополях, дорогих урнах и городских бунтах. 

— Горожане переживают, что Бишкек уже не тот, что меньше становится деревьев. С другой стороны, понятно, что город должен расширяться. Должны появляться новые дома, магазины, работать экономика. И это сложный вопрос: что важнее — деревья или здания? Вы нашли ответ на него?

— Начнем сначала. В городе много частных одноэтажных домов, и в каждом дворе есть зеленые насаждения. Но, с другой стороны, людей становится больше, домов не хватает. И логично было бы на месте четырех одноэтажных зданий построить одну многоэтажку. 

Мост на пересечении проспекта Шабдан Баатыра и улицы Ахунбаева
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Мы всегда учитываем, есть ли на месте строительства зеленые насаждения. Но важно понимать, что фирма-застройщик сама не спиливает деревья и не сажает их. Это осуществляет муниципальное предприятие "Зеленстрой". И компания обязана заплатить за каждое срубленное дерево в десятикратном объеме. Но это вовсе не значит, что на месте одного дерева может появиться десять новых. Они могут быть посажены в любой точке города согласно планировке.

— Наверное, в этом-то и проблема. К примеру, еще вчера гипотетический бишкекчанин видел какой-нибудь дуб, а завтра его спилили и взамен ничего не посадили. Естественно, возникает возмущение. 

— Теперь мы каждый план застройки согласовываем с горожанами.

— Как-то муниципалитет хотел расширить одну из улиц города, пожертвовав зелеными насаждениями. Но горожане устроили шумиху и не дали срубить деревья. Однако проблема с загруженностью улиц никуда не исчезла. Как вы будете этот вопрос решать?

— В 2009 году я был главным архитектором Чолпон-Аты. Тогда, как вы помните, центральная улица города была двухполосной. По обочинам росли тополя. Но поток машин был огромен. 

Южные ворота. Архитектура города Фрунзе. фото 1979 г.
© Sputnik / А. Абдыгулов
Мы с мэром приняли решение срубить деревья. Знали, что будет бунт, но все равно стали спиливать. И знаете что? Был бунт, но мы оперативно стали высаживать вдоль дороги более безопасные березы и ели. Почему безопасные? Потому что у тополя есть одна особенность — он может быть совершенно больной внутри, а снаружи выглядеть здоровым и при сильном ветре свалиться на здание или, не дай бог, на человека. 

Сейчас там шестиполосная дорога, и движение в городе стало гораздо лучше. Я считаю, всегда можно договориться с горожанами. Нельзя постоянно бояться их бунтов.

— Да, в столице тоже слишком много машин и не очень много парковок. Что с этим делать?

— Мы об этом говорим постоянно. Видите ли, Бишкекглавархитектура работает по СНИПам советского периода. Там на 10 квартир было положено одно машино-место. Сейчас часто в одной семье по две машины. Мы всегда заставляем застройщиков выделять одно парковочное место на квартиру. Но им это невыгодно. Часто они с нами судятся и выигрывают, потому что по закону правы. 

— Но парковок не хватает не только в многоквартирных домах. Вспомните безобразие, которое творится у ЦУМа или на любом столичном рынке. 

— С ЦУМом мы ведем переговоры. Сейчас планируется построить рядом с центром 10-этажную парковку: три подземных этажа и семь наземных.

— Ого! Это же столько денег! У города едва ли есть такие суммы. За чей счет будет вестись строительство?

— За счет ЦУМа. Он хочет расширяться, добавить торговых рядов. Мы можем договориться с предпринимателями разными путями: предоставлять льготы, сдавать в аренду землю. В этом проблем нет. Сейчас вопрос находится на стадии обсуждения. 

Кроме того, мы хотим соорудить парковки в несколько этажей близ столичных рынков: Ошского и Орто-Сайского. Опять же на основе государственно-частного партнерства.

— И бизнесмены соглашаются на эти проекты?

ЦУМу Айчурек — 41: неизвестные фото и факты о главном ТЦ страны
предоставлено администрацией ЦУМ "Айчурек"
— Хорошо соглашаются. Представители бизнеса охотно идут на сотрудничество с мэрией. Например, один турецкий банк планирует за свой счет соорудить остановки на улицах города. Взамен он сможет там же установить свои банкоматы. Сейчас закупается строительное оборудование. 

— А у вас по проекту также планируется урны новые поставить. Но выбранные варианты очень массивные, металлические и наверняка дорогие. Есть же попроще, подешевле, пластиковые.

— Конечно, они дешевле. Но мы ставим металлические урны не просто так. Вы сможете донести до каждого горожанина, что в пластиковые урны нельзя бросать непотушенные окурки? Кроме того, металлические не так-то просто сломать. Они намертво прикрепляются к земле.

По теме

Жители севера столицы получат "умные" счетчики
Архитекторы и налоговики КР обменялись опытом с турецкими коллегами
Теги:
Бишкек, строительство, парковка, архитектура, урна, столица, город

Главные темы

Орбита Sputnik