Как из рядового айтишника превратиться в успешного предпринимателя

© Sputnik / Табылды КадырбековИсполнительный директор компании Intelliants Василий Безручкин во время интервью
Исполнительный директор компании Intelliants Василий Безручкин во время интервью - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Основатели успешных IT–компаний и проектов в Кыргызстане рассказали корреспонденту Sputnik Кыргызстан истории o том, как их рисковые стартапы стали прибыльным бизнесом.

Респонденты развеяли миф о том, что без достойных денежных вложений бизнесменом не стать. Они утверждают, что ноутбук, доступ в Интернет и определенный "стэк" знаний — это все, что им потребовалось для запуска удачных проектов. Причем в максимально короткие сроки. 

© Sputnik / Табылды КадырбековГенеральный директор компании Spalmalo Адилет Абылов
Интервью с генеральным директором компании Spalmalo Адилетом Абышовым - Sputnik Кыргызстан
Генеральный директор компании Spalmalo Адилет Абылов

Адилет Абылов, 31 год — генеральный директор компании Spalmalo

— До 2012 года я был обычным фрилансером и iOS-разработчиком. Но как-то с друзьями — дизайнером Владом Лузиным и Михаилом Сычевым, разработчиком на сервисе Ruby on Rails, — решили, что мы полноценная команда и работа над крупными проектами нам под силу. А почему нет? Тогда я и не подозревал, что стану успешным бизнесменом.

О финансах

Так и появилась Spalmalo. Главным вложением в компанию были не денежные средства, а нетворкинг и наработанные клиентские базы каждого из нас. Поэтому мы потратили минимум времени и средств для создания Spalmalo.

Несмотря на активно поступающие предложения о покупке доли в нашей компании, мы отказались от невыгодных предложений инвесторов. Мы сами построили все с нуля и не жалеем об этом. Ведь долгое время у нас не было офиса, где могла бы собраться наша небольшая команда. Мы работали в разных частях города. А сейчас наш штат стал в три раза больше и рабочее место есть у каждого.

О специфике работы

Экс-министр экономического регулирования КР Женишбек Байгуттиев во время интервью - Sputnik Кыргызстан
Доллар по 75 — это норма! Актуальное интервью с Байгуттиевым
Мы специализируемся на создании сложных стартапов, поэтому наши основные клиенты — начинающие бизнесмены. Под сложным стартапом я подразумеваю целую техническую систему с мобильными приложениями, разработкой поисковых решений и бэкенд-сайтами.

Клиенту мы предлагаем полный пакет услуг: от нэйминга, брэндинга, дизайна до разработки, внедрения, запуска, технической поддержки и продвижения сайта.

Стоимость разработки веб-ресурса зависит от сложности выполнения работы. Например, интернет-магазин обойдется минимум 4 тысячи долларов. Разработка корпоративных сайтов стоит на порядок дороже.

Об IT-рынках Кыргызстана и зарубежья

Мы работаем с ориентиром на зарубежные рынки, хотя и выполняем заказы для крупных местных и международных компаний. Конечно, за рубежом платят намного больше, чем могут позволить себе местные организации. Проекты там глобальнее и интереснее, а почти у всех клиентов есть опыт работы с IT-командами, чего не скажешь о местных заказчиках. 

Кстати, сейчас мы сконцентрировалась на развитии собственных проектов. К примеру, запустили сервис и мобильные приложения по поиску объявления о продаже автомобилей, есть интересное приложение, которое мы наполняем полезной информацией для туристов и активно путешествующих по нашей стране кыргызстанцев. 

О конкуренции

Работая на внутреннем рынке, мы довольно остро ощущаем конкуренцию, но больше в ценах, чем в профессиональном смысле. Хотя надо отдать должное коллегам-разработчикам, которые делают качественные и интересные сайты, приложения на кыргызстанском рынке. Работа с заказчиками из зарубежных стран почти не подразумевает конкуренции с местными разработчиками. В этом случае кыргызстанские IT-команды, наоборот, помогают друг другу. Делятся проектами, если техническая база не позволяет реализовать идею или временные ресурсы хромают.

Несмотря на относительно быстрый рост нашей компании и желание многих молодых и даже опытных специалистов работать у нас в команде, я не ощущаю себя предпринимателем. Конечно, визитка с надписью CEO формирует у людей совершенно новое отношение к тебе. Но прежде всего ощущение огромной ответственности, когда каждый день мы с партнерами открываем дверь офиса. 

© Sputnik / Табылды КадырбековОснователь финансового портала "Акчабар" Михаил Агеев
Основатель финансового портала Акчабар Михаил Агеев - Sputnik Кыргызстан
Основатель финансового портала "Акчабар" Михаил Агеев

Михаил Агеев, 32 года — основатель финансового портала "Акчабар"

— История финансового портала начинается с 2013 года. Тогда я решил открыть вклад, и на сравнение депозитов отечественных банков мне пришлось потратить уйму времени. Пока я просматривал банковские сайты, мне пришла в голову идея о создании сервиса, который позволил бы сравнивать депозитные и кредитные продукты.

О запуске портала

Моим основным видом деятельности всегда была разработка сайтов и мобильных приложений. Поэтому, используя уже сформировавшуюся базу клиентов и следуя методу бутстрэппинга (менее затратный способ запуска бизнеса посредством проб и ошибок), мне удалось запустить финансовый портал.

Первоначально он предлагал сравнение не только кредитов и депозитов, но и систем денежных переводов. Я пересмотрел его модель после зимней поездки на конференцию Startup Turkey, где получил хороший фитбек на созданный мною продукт. 1 ноября 2014 года сайт был перезапущен.

О финансах и трудностях

Рынок Дордой. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Какой бизнес в Кыргызстане был убыточным в 2015 году
Если рассматривать финансовую сторону запуска онлайн-бизнеса, то первым пунктом в статье "основные расходы" будут внушительные затраты на программистов-разработчиков (от 700 долларов в месяц). Сайт, за разработку которого вы заплатили 500 долларов, не сделает вас миллионером. Для достижения успеха над ним нужно постоянно работать. В моем случае я руководитель и разработчик в одном лице, который инвестирует свои знания и время. 

Но самая большая проблема — недоверие клиентов. Кто вам будет доверять, если вы только появились на рынке? Первые полгода ушли только на нарабатывание репутации. Вы не поверите, как сложно уговорить банки тратить деньги.

Мы только спустя год начали покрывать расходы на аренду офиса и зарплаты. Я, кстати сказать, зарплату до сих пор не получаю. Подписка для банков — не единственная модель заработка. Есть и прибыль от размещения рекламных баннеров.

О конкуренции и будущем 

На рынке Кыргызстана у нас нет прямых конкурентов. Мы единственный онлайн-проект, который освещает бизнес-сферу и одновременно предоставляет инструменты для сравнения финансовых продуктов, информацию о курсах валют банков и обменок, а также ориентирует по расположению банкоматов.

На рынке России и Казахстана подобные сервисы существуют давно. Конечно, нам до них далеко. Но мы учимся у них, стараясь сделать продукт в контексте нашего рынка. Очень вдохновляет история российского предпринимателя Олега Тинькова. В 2007 году он создал первый в России банк с дистанционным обслуживанием и в будущем планирует переходить к брокерской модели. К этому стремимся и мы.

Нам есть чем гордиться. В первую очередь тем, что мы уже зарабатываем деньги. Мы — единственный медийный проект в Кыргызстане, у которого есть полноценные приложения для iOS и Android. Ежедневно наш сайт посещают более 5 000 человек и более 1 000 пользуются нашими мобильными приложениями. А уже через год прогнозируем увеличение аудитории в два раза.

© Sputnik / Табылды КадырбековИсполнительный директор компании Intelliants Василий
Исполнительный директор компании Intelliants Василий Безручкин - Sputnik Кыргызстан
Исполнительный директор компании Intelliants Василий

Василий, 33 года — исполнительный директор компании Intelliants

— В июле 2005 года я и два партнера решили пустить себя в свободное IT-плавание. Каждый из нас тогда был финансово стабилен и обеспечен хорошей работой. Однако в мои 23 года это было недостаточно, чтобы отказаться от этой авантюры. О своем выборе мы ни разу не пожалели несмотря на то, что первые три месяца сидели исключительно на пельменях и желтеньких биг-бонах.

О запуске бренда

Нашими инвестициями в общее дело были лишь опыт и умение писать код. Уже через месяц мы выпустили первую версию нашего продукта, попав в общий тренд. К тому же мы предлагали его абсолютно бесплатно, и любой желающий мог скачать его с сайта. 

Влюбленная пара. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Бизнес на чувствах: секреты молодых кыргызстанских предпринимателей
В течение трех-четырех месяцев количество сайтов, использующих нашу систему, выросло до 3-5 тысяч. Это нас очень вдохновляло. С количеством новых пользователей стали появляться и новые требования к софту, его необходимо было улучшать, дорабатывать. К нам присоединились новые люди. 

Само же название Intelliants появилось в 2007 году, когда мы решили объединить все наши продукты в один бренд. Для себя деятельность разделяем на два сегмента: разработку продуктов и разработку под ключ под конкретного заказчика на основе своих продуктов. 

О трудностях

1. Разработка софта — ресурсоемкий и, как правило, достаточно долгий процесс. А технологии постоянно и быстро меняются, и порой бывает очень непросто адаптироваться под новый тренд и требования. Менять технологию в продукте — дело очень рискованное и затратное. Поэтому приходится углубляться в какой-то конкретный стек знаний.

2. У нас существуют определенные обязательства перед нашими клиентами. Выбрав наш продукт, они доверяют нам всю работу по сопровождению, улучшению, исправлению ошибок в случае их возникновения. Я хотел бы в один день сказать: "Все, ребята, мы все славно потрудились. Продукт готов". Но думаю, это невозможно. Всегда есть пространство для маневров, и всегда будут креативные клиенты, которые предлагают реализовать все больше и больше функций.

О финансах

Есть мнение, что качественный продукт не может быть бесплатным. Не наш случай. Мы работаем с open source уже много лет и сами используем несколько бесплатных решений.

Это позволяет снижать цену конечного продукта. Стоимость наших услуг определяется банально — это человеко-часы. Отталкиваемся от того, насколько сложно будет реализовать проект и сколько времени это может занять. 

О канале продвижения и клиентах

Я не сторонник баннерной рекламы. Социальные сети нам тоже не особо подходят как инструмент раскрутки. Поэтому основной наш траффик идет через высокие позиции в поисковиках. Мы приложили немало усилий и ресурсов для того, чтобы попасть в топ 5-10. 

Табу на голых женщин, или Чего не хватает Интернету Кыргызстана
По многим ключевым словам мы сейчас занимаем 1-е место, и когда потенциальные пользователи ищут интересующий их продукт, они сразу попадают к нам.

Среди пользователей наших продуктов можно встретить как коммерческие организации, государственные учреждения, так и homemade-предпринимателей, которые поднимают сайты самостоятельно. Мы также акцентируемся на сотрудничестве с веб-студиями и фрилансерами.

О конкуренции

Конкуренция огромная, как и в любом бизнесе. И с учетом того что, по сути, мы предоставляем продукты и услуги всему миру, как и сотни тысяч других компаний и фрилансеров, она становится еще больше. Тем не мене волков бояться — в лес не ходить. Мы верим, что конкуренция не имеет большого значения, если именно ты делаешь свою работу хорошо. Всегда найдутся люди, которые будут готовы это оценить.

Я не ставил цели стать предпринимателем. Скорее, обстоятельства сложились таким образом, что в настоящее время мне приходится решать чуть меньше технических вопросов, чем раньше.

Я до сих пор пишу код в свое удовольствие и должен признать, что мне это нравится.

Лента новостей
0