"Дикарем" по Кыргызстану: плюсы и минусы от иностранного журналиста

© Фото / Петр РахмановВид горных вершин. Кыргызстан
Вид горных вершин. Кыргызстан - Sputnik Кыргызстан
Кыргызское гостеприимство, белые "сладости" и опасности, поджидающие туристов на Ошском рынке. Каким увидела Кыргызстан российская журналистка и блогер Мария Петухова, впервые здесь побывавшая, читайте в этом материале.

Журналист из России Мария Петухова, почему-то поменявшая деньги на Ошском рынке, рассказала о плюсах и минусах туризма в Кыргызстане.

В мае-июне этого года я впервые побывала в Кыргызстане. Люблю путешествовать по миру, но Европа и мне, и моим друзьям ужасно надоела. В Старом Свете все предсказуемо, к тому же из-за кризиса туда сейчас не очень-то поедешь. Нам хотелось экзотики, неизведанных мест, другой культуры…

Сначала мы рассматривали весь регион Центральной Азии, но в итоге остановились на Кыргызстане. Здесь много диких мест с удивительной природой, а чтобы совершить путешествие сюда, еще и не надо сильно тратиться.

© Фото / Петр РахмановСнежные вершины Памиро-Алайских гор
Снежные вершины Памиро-Алайских гор

Кыргызстан нам очень понравился, но туристический бизнес в республике во многом находится в зачаточном состоянии. Надеюсь, эта замечательная страна с уникальной природой когда-нибудь все-таки станет раем для туристов.

Плюс № 1: авиабилеты

Ущелье Алтын-Арашан в Иссык-Кульской области. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Десять причин отправиться в путешествие по Кыргызстану
Кыргызстан находится в одной таможенной зоне с Россией, поэтому перелеты из Москвы в Бишкек вполне доступны. Например, такой же по времени перелет в Душанбе обходится вдвое дороже. Скажу сразу, что фактор дешевизны авиабилетов существенно перевесил чашу весов, когда мы выбирали страну для путешествия — Кыргызстан или Таджикистан. В марте билет на рейс Москва — Бишкек стоил 6 тысяч рублей (а на рейс до Душанбе — 14 тысяч).

Минус № 1: Ошский рынок

На Ошском рынке в Бишкеке с нашей группой произошло, наверное, самое неприятное приключение за все путешествие. В столицу Кыргызстана мы прилетели в четыре утра. Немного поспали в отеле и отправились на знаменитый Ошский базар, чтобы поменять деньги. Зашли в большой обменный пункт и вышли оттуда, разумеется, с "котлетой" сомов. Тут к нам сразу подошли представители органов власти.

© Фото / Мария ПетуховаГорные озера, образовавшиеся после таяния ледников
Путешествие по Кыргызстану - Sputnik Кыргызстан
Горные озера, образовавшиеся после таяния ледников

Один из наших бишкекских друзей предвидел эту ситуацию и перед отъездом дал мне совет: "Если к тебе на рынке подойдут милиционеры, требуй, чтобы тебя отвели в отделение. В Кыргызстане есть такая "разводка", особенно на рынках — подходят какие-то непонятные граждане, суют непонятную ксиву и говорят: "Сейчас мы проведем обыск". Вот тогда-то и надо настаивать на обыске в отделении, при понятых".

Уникальный Кыргызстан: каньон Сказка - Sputnik Кыргызстан
Уникальный Кыргызстан: каньон Сказка
Однако на Ошском рынке мы попались все-таки настоящим стражам порядка, и нас провели в отделение, которое находится неподалеку. Здесь мы встретили двух израильских туристов, у которых на базаре украли телефон. Потом у нас проверяли паспорта, кошельки и считали деньги, объясняя это тем, что "сейчас очень много фальшивомонетчиков". Нет, у нас ничего не пропало, но зачем нас задержали, я так и не поняла.

Если уж иностранному туристу не суждено миновать Ошский рынок, надо сделать его цивилизованным. Как-то обуздать, например, карманников и барсеточников. Да и милицию тоже, посмотрим правде в глаза.

Минус № 2: официальные турагентства

Сейчас в Кыргызстане можно встретить много туристов. К сожалению, россиян мы так и не увидели, но пересекались с немцами, поляками, австралийцами. Так же, как и мы, они "дикарями" путешествовали по живописным местам. Официальные турагентства не могут предложить путешественникам-"рюкзачникам" ровным счетом ничего.

© Фото / Мария ПетуховаВид на горное озеро ледникового происхождения
Путешествие по Кыргызстану - Sputnik Кыргызстан
Вид на горное озеро ледникового происхождения

Мы обращались в турфирмы. Нам соглашались предоставить и автомобиль, и гостиницу, и развлекательную программу, но за какие-то запредельные деньги. К тому же маршруты наших предполагаемых путешествий вызывали у местных туроператоров недоумение. Так, женщина из турагентства в Оше очень удивлялась: "Зачем вам Памирский тракт? Там же неинтересно! Давайте мы вас лучше по городу покатаем, с заездом в рестораны".

Уникальный Кыргызстан: пролетая над ущельем Джеты-Огуз - Sputnik Кыргызстан
Уникальный Кыргызстан: пролетая над ущельем Джеты-Огуз
Официальный турбизнес Кыргызстана совершенно не понимает, что туристы-"рюкзачники" едут сюда вовсе не для того, чтобы сидеть в ресторанах и кататься по пыльным городам, — им интересна дикая красота. Местные турагентства работают на очень богатых российских туристов, отдыхающих только в "пяти звездах" с воплями: "Тагил!". На них рассчитано все — и цены, и "культурная" программа.

Плюс № 2: без турагентств можно спокойно обойтись

К счастью, найти ночлег в Кыргызстане — совершенно не проблема. За символические деньги мы ночевали и в квартирах, и в домах, и даже в юртах. Один раз в железной юрте чуть не замерзли, зато чуть позже в жилище с деревянным каркасом и выспались от души, и отогрелись.

© Фото / Мария ПетуховаЛошади на джайлоо. Алайский район
Лошади на джайлоо. Алайский район

В Бишкеке у нас есть хороший интернет-знакомый. Он помог и с транспортом, и на первых порах с жильем. Естественно, его "непрофессиональная" помощь обошлась нам во много раз дешевле, чем возможное посредничество турагентства.

Плюс № 3: уникальная природа

Дети играют в луже на одной из ошских улиц. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Народ Кыргызстана в объективе фотографа: Ошская область
Кыргызстан — потрясающая страна. За один день здесь можно оказаться в самых разных по климату местах, которые, как ни странно, расположены рядом. Например, в окрестностях озера Иссык-Куль мы побывали возле золотых рудников, поблизости от которых, с высоты 3900 метров над уровнем моря, открывается потрясающий вид и лежит снег. Налюбовавшись, мы спустились в каньон красных скал, где уже было по-настоящему жарко. А в завершение пути намочили ноги в Иссык-Куле.

Незабываемым оказался пеший переход из Ирдыка в селение Джеты-Огуз. Это крайне приятный, запредельно живописный и очень комфортный маршрут протяженностью примерно 30 километров. Хотя он и проходит по высокогорью, крутых подъемов на пути нет. Изредка нам встречались чабаны, которые угощали нас кумысом.

Минус № 3: большинство населенных пунктов не рассчитаны на прием туристов

Самый комфортный для туристов город — Ош. Здесь есть даже что-то вроде клуба альпинистов, где можно взять снаряжение напрокат и поехать к пику Ленина. Эта гора считается самым легким семитысячником, но покорять ее без тренировок и акклиматизации категорически не стоит.

© Фото / Мария ПетуховаГостевой домик на Памирском тракте
Путешествие по Кыргызстану  - Sputnik Кыргызстан
Гостевой домик на Памирском тракте

Село Сары-Таш, откуда иностранные альпинисты уходят к пику Ленина, относительно благоустроено. Там работает турагентство, которое оказывает им посильную и недорогую помощь. Но оно "заточено" под альпинистов — обычным путешественникам могут предложить только поездку к подножию пика Ленина. Да, там очень красиво, есть прекрасные озера. Однако и сам край вокруг сумасшедше красивый, а ни одной экскурсии по тем местам не предусмотрено! Только альпинисты, и только пик Ленина…

В Кыргызстане среди невероятных природных красот вы не найдете ни одного кафе, ни одной палатки с сувенирами. Нет и фотографов. Зато есть туристы. Парадокс!

Хотя, например, в городке Каракол мы неожиданно нашли вполне хипстерскую кофейню с превосходным кофе. Но редкие исключения подтверждают правило: зарабатывать на туристическом потоке в Кыргызстане пока не научились.

Минус № 4: национальная кухня

К сожалению, я не являюсь поклонницей кыргызской кухни, очень сдержанно отношусь к баранине, стараюсь ее избегать, но, как мне показалось, никакого другого мяса в республике не найти. Однажды на рынке я вдруг нашла говядину. Так обрадовалась! Впрочем, преждевременно: оказалось, что меня обманули и продали все ту же баранину.

Народ Кыргызстана в объективе фотографа: Иссык-Кульская область - Sputnik Кыргызстан
Народ Кыргызстана в объективе фотографа: Иссык-Кульская область
Скудный выбор овощей и фруктов. На огромном рынке в Оше я нашла всего по одному сорту помидоров и огурцов. Не найти в Кыргызстане и сладостей. За двенадцать дней в республике я дико истосковалась по хоть каким-нибудь десертам.

В одном маленьком сельском магазинчике я увидела белые шарики и обрадовалась: "Сладости!". Но это оказался курут — соленые сырные шарики. Я понимаю, что кыргызы — прирожденные кочевники и ценят продукты, которые могут не портиться годами. Но у меня с курутом отношения, увы, не сложились.

Национальная кухня по душе не всем туристам. А ведь их много и с каждым годом все больше. Пожалуй, стоит как-то пойти навстречу гастрономическим пристрастиям гостей республики.

Пробовала я и экзотические блюда. Например, в высокогорном памирском селе нас угостили пловом без мяса. Здесь на высоте 4000 метров не живет скот и почти ничего не растет. Поэтому вместо мяса в плов разбивают яйцо — как ни странно, это очень вкусно.

Плюс № 4: гостеприимство и безопасность

Кыргызстан совершенно безопасен. Даже в самой глуши нас радостно встречали чабаны. В далеких горных селах поили кумысом и угощали пирожками. Местный житель, пустивший нас переночевать к себе в юрту и попросивший за это 500 сомов, на следующий день отказался от денег и от души играл нам на аккордеоне.