Инженер президентского самолета об отказе двигателя и любви к небу

© SputnikКыргызстанский бортинженер Урустом Жусупбеков
Кыргызстанский бортинженер Урустом Жусупбеков - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Небо всегда привлекало человека. Сегодня самолеты стали обыденностью, и современный человек, поднимаясь на борт лайнера, ждет не волнующих ощущений, а скорости и комфорта. Для него воздушное судно — это прежде всего строгий капитан и красивые стюардессы.

Но, чтобы поднять в небо высокотехнологичный самолет, работы одного пилота недостаточно. Следить за качеством полета, устранять и предотвращать неисправности на борту, предотвращать аварии — это труд бортинженера.

С Рустамом Жусупбековым, бортинженером президентского самолета, побеседовала корреспондент Sputnik Кыргызстан Гульдана Талантбекова.

— В моем понимании бортинженер — это человек, который переключает всякие кнопки и следит за цветными лампочками. В чем же на самом деле заключается ваша работа?

— Название профессии идет с тех времен, когда самолеты были винтовыми. Сегодняшний лайнер — это суперсовременный борт, где всем управляет компьютер. Под нашим контролем техническая часть судна, мы же устраняем неполадки.

Авиадиспетчер Данияр Бостонов - Sputnik Кыргызстан
Бишкекский авиадиспетчер: за мою работу могут посадить!
Я во время полета сижу рядом с командиром и контролирую работу двигателей, силовых систем, состояние оборудования. На лайнере, на котором сейчас летаю, три двигателя, и их работа под моим контролем. При возникновении нештатной ситуации, неисправности первым делом докладываю командиру. Только после его указаний по возможности устраняю неполадки. Так что безотказная работа воздушного судна — заслуга бортинженера.

— Думаю, поломка двигателя в небе — это очень страшно. А вы сталкивались с такой ситуацией?

— В 1992 году я летел в Дубай на грузовом самолете Ил-72. На полпути, когда мы были уже над Ираном, один из двигателей начал работать нестабильно и машину стало трясти. 

© SputnikКыргызстанский бортинженер Рустам Жусупбеков: не стоит думать, что чем старее самолет, тем он ненадежнее. Если своевременно проводить ремонт и замену оборудования, то современный лайнер — это самое надежное средство передвижения в мире.
Кыргызстанский бортинженер Урустом Жусупбеков - Sputnik Кыргызстан
Кыргызстанский бортинженер Рустам Жусупбеков: не стоит думать, что чем старее самолет, тем он ненадежнее. Если своевременно проводить ремонт и замену оборудования, то современный лайнер — это самое надежное средство передвижения в мире.

Как выяснилось, отказала первая гидросистема, давление в ней опустилось до нуля. Я доложил командиру о ситуации, он решил возвращаться в Бишкек. Его голос дрогнул… Хорошо, что мы летели на грузовом, а не на пассажирском судне. Конечно, можно было приземлиться в иранском аэропорту, но тогда возникли бы трудности с запчастями.

— А с аварийными ситуациями сталкивались?

— Однажды летели на Ту-134 в Челябинск. Тогда в нашу команду прислали второго командира, он таким веселым и разговорчивым оказался — весь полет что-то рассказывал, смешил нас. В какой-то момент этот человек случайно нажал клавишу пульта управления вибрацией, и загорелась аварийное табло "Отказ всех двигателей"… Понервничали мы тогда, конечно, сильно. К счастью, удалось оперативно устранить неполадки.

Самолет в аэропорту Манас. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Кыргызстан стал единственной страной в СНГ, для которой закрыто небо ЕС
Такие случаи называются "ложной тревогой". Слава Богу, я не попадал в настоящую аварию. Кстати, не следует думать, что чем старее самолет, тем он ненадежнее. Если своевременно проводить ремонт и замену оборудования, то современный лайнер — это самое надежное средство передвижения в мире. Если честно, причины почти 80 процентов авиакатастроф так или иначе связаны с членами экипажа. 

— Когда на земле идет снежная буря, все прячутся по домам. А как стихия влияет на полет?

— О прогнозах синоптиков экипажи должны быть извещены заранее. Если ожидаются плохие погодные условия, командир самолета никогда не пойдет на риск. Но если ты уже в небе, принимаются другие решения — или облететь бурю, или идти в "болтанку". 

© SputnikРустам Жусупбеков: Был у меня один случай. Мы собирались приземлиться в аэропорту Дубая и, как полагается, держали определенную дистанцию с самолетом, который первый идет на посадку. Вдруг позади нас оказался огромный Боинг-747. В доли секунды нам удалось снизить высоту и уйти от столкновения, пропустив лайнер над собой. Так что и диспетчеры могут ошибаться
Кыргызстанский бортинженер Урустом Жусупбеков - Sputnik Кыргызстан
Рустам Жусупбеков: Был у меня один случай. Мы собирались приземлиться в аэропорту Дубая и, как полагается, держали определенную дистанцию с самолетом, который первый идет на посадку. Вдруг позади нас оказался огромный Боинг-747. В доли секунды нам удалось снизить высоту и уйти от столкновения, пропустив лайнер над собой. Так что и диспетчеры могут ошибаться

— Но самолет же ведут и наземные службы…

— Совершенно верно. Был у меня один случай. Мы собирались приземлиться в аэропорту Дубая и, как полагается, держали определенную дистанцию с бортом, который первым шел на посадку. Вдруг позади нас оказался огромный Боинг-747. В доли секунды нам удалось снизить высоту и уйти от столкновения, пропустив лайнер над собой. Так что и диспетчеры могут ошибаться.

Пассажиры выходят из самолета в международном аэропорту Иссык-Куль (село Тамчы). Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Куда летит кыргызская авиация с 17 самолетами и двумя вертолетами
— А сейчас на каком судне летаете?

— На советском Ту-154, который принадлежит правительству. В экипаже два пилота и два бортинженера. Пилот борта №1 — Турар Исмаилов, а главный штурман — его отец Таалай Исмаилов. Бортинженеры лайнера — я и мой коллега. Самолет своевременно ремонтируется и тщательно проходит все проверки, ведь он перевозит президента и членов правительства.

— Все думают, что летчики прилично зарабатывают. Это так?

— Платят нормально, не жалуюсь (смеется). Специалисты-бортинженеры сейчас в "дефиците", так как многое автоматизировано. Но наши зарплаты не стоит сравнивать с заработком сотрудников международных авиакомпаний.

— Свои полмира уже облетели?

— Я побывал во многих странах, но в США, Австралии и Японии еще не был. Хотелось бы и туда слетать.

— Ваш самый длительный полет?

— Сейчас время полетов значительно сократилось, например, в Ош можно попасть за 40 минут. Самый длинный маршрут я проделал на Ил-76 из Бишкека в Судан — тогда пришлось лететь 10 часов.

— Почему вы стали бортинженером, а не пилотом?

— Я мечтал о небе, как все мальчишки, и планировал стать пилотом. Но мне не хватило одного года, чтобы попасть в летний вуз, так как школу я окончил в 17, а туда принимали с 18 лет. Тогда по совету родителей поступил в авиационный институт на специальность "бортинженер".

Министр финансов Адылбек Касымалиев во время интервью Sputnik Кыргызстан - Sputnik Кыргызстан
Нет страха перед кредитами Китая — министр финансов откровенно о госдолге
После обретения Кыргызстаном независимости летал на грузовом Ил-76. Тогда все были "челноками", и мы возили грузы на 50-тонном самолете. Потом его продали, и я начал работать на частных лайнерах. Позже перевелся в президентский экипаж. 

— Сын пошел по вашим стопам?

— Да. Видимо, повлияло то, что он с малых лет часто летал со мной. После школы заявил, что пойдет учиться на пилота. Сейчас он командир Boeing. 

© SputnikРустам Жусупбеков: сама работа в небе притягивает. Если какое-то время не летаешь, чувствуешь, что чего-то не хватает
Кыргызстанский бортинженер Урустом Жусупбеков - Sputnik Кыргызстан
Рустам Жусупбеков: сама работа в небе притягивает. Если какое-то время не летаешь, чувствуешь, что чего-то не хватает

— Пять лет назад в Минске потерпел крушение Як-42 с хоккейной командой на борту. В катастрофе погибли 44 человека, выжил только бортинженер Александр Сизов. Несмотря на трагедию, он не ушел из профессии, потому что "очень много отдал ей". Неужели работа бортинженера так интересна?

Исполнительный директор аналитического центра БизЭксперт Улук Кыдырбаев во время интервью Sputnik Кыргызстан - Sputnik Кыргызстан
Как открыть бизнес по наращиванию ресниц в Бишкеке: интервью про экономику
— Сама работа в небе притягивает. Если какое-то время не летаешь, чувствуешь, что чего-то не хватает. Если ты на земле — тянет в небо, к облакам (смеется), а в небе думаешь о земле и близких. В полете много сложностей — стрессы, вред здоровью и так далее. Конечно, проходим медобследование, но всегда есть страх, что врачи могут попросить "сойти на землю".

— Стрессы? Экипаж ругается?

— Да, такое не редкость — мы ведь тоже люди. Настроение экипажа играет большую роль в полете. Во время двух-трехчасового рейса такого не случается, а вот когда находишься в небе дольше, стресс дает о себе знать. Даже шутки становятся не по душе. Поэтому стрессоустойчивость — важный фактор при отборе членов экипажа.

Лента новостей
0