Мои туфли хороши с платьями Dolce & Gabbana — как Мээрим стала делать обувь

© Sputnik / Жоомарт УраимовБизнесвумен и общественный деятель, известный блогер в Instagram Мээрим Таабалдиева
Бизнесвумен и общественный деятель, известный блогер в Instagram Мээрим Таабалдиева - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
С воплощением отечественной бьюти-индустрии Мээрим Таабалдиевой рискнула встретиться в ширпотребных сапогах из искусственной замши корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева.

Мээрим Таабалдиевой 33 года, и она бизнесвумен. Нет, она не гонит обувной масс-маркет из Поднебесной, чтобы уже в Бишкеке переклеить этикетки и назвать очередные "лабутены" своим именем.

Она рисует дизайн туфель-своей-мечты, отправляет его в Италию и продает черевички в Кыргызстане, Казахстане и России. 

— Вы стали делать бизнес. Зачем? Скучно? Ради денег, новых ощущений?

— Бизнес мне всегда был интересен, но я не считала, что у меня есть предпринимательская жилка. Я искала себя в разных сферах, но никогда не чувствовала себя такой удовлетворенной, как сейчас. 

© Sputnik / Жоомарт УраимовБизнесвумен и общественный деятель Мээрим Таабалдиева
Бизнесвумен и общественный деятель Мээрим Таабалдиева - Sputnik Кыргызстан
Бизнесвумен и общественный деятель Мээрим Таабалдиева

Диплом получила, отучившись по специальности "международная и сравнительная политология". Работала с первого курса. Была журналистом, переводчиком. Затем устроилась в Институт омбудсмена. 

После учебы и рождения первого ребенка ушла в пиар. Стала работать над проектами ООН. Этим я занималась в течение десяти лет.

Но моя душа хотела творчества, поэтому попутно искала себе отдушину. Например, сама делала украшения. Нет, я не стала получать какое-то образование, а просто в какой-то момент увидела элементы с камушками Swarovski, и мы с подругой стали изготавливать украшения.

© Фото / Ажара ШабдановаТуфли Мээрим Таабалдиевой
Бизнесвумен и общественный деятель Мээрим Таабалдиева - Sputnik Кыргызстан
Туфли Мээрим Таабалдиевой

Мы даже напрямую договорились со штаб-квартирой Swarovski в Австрии, стали официальными представителями, но тогда это было мало кому интересно. Украшения покупали только близкие мне люди. Я решила, что масштабы слишком маленькие, и отказалась от затеи.

— А как вы пришли к тому, что хотите обувать кыргызстанок?

— Я очень люблю обувь. Раньше мне казалось, что производить обувь самой — это что-то нереальное. Но года три назад я узнала, что есть фабрики, где шьют по индивидуальному заказу. 

Впрочем, тогда мне показалось, что для обычного человека это что-то недосягаемое. Однако год назад я вернулась к этой мысли. Мне потребовались Google и полчаса времени, чтобы понять, насколько это реально. 

Сыграли роль и социальные сети. Если бы у меня не было Инстаграма с таким количеством подписчиков, я бы не стала соваться в эту сферу. 

— Как вы выбирали, где именно будут изготавливаться ваши туфли?

— В моем положении выбирать не приходилось. Я для работников фабрик непонятно кто, девушка без специального образования, которая просто решила шить обувь. Боялась, что они посмеются и скажут: "Девочка, куда ты лезешь?".

Пользователь смотрит страницу Instagram Айжан Асемовой с экрана смартфона - Sputnik Кыргызстан
Топ-10 популярных пользователей Instagram в Кыргызстане
Я писала очень многим, и большинство даже не отвечало. Это я потом узнала, что итальянцы в целом не очень хорошо говорят по-английски, а значит, было ожидаемо, что они не станут отвечать на мое письмо.

Я также писала в Турцию и Китай. Там быстро откликались, но потом отказывались со мной работать: им интересны только большие объемы. А я не могла себе позволить сшить 2 000 пар обуви, так как хотела начать с 80. 

Впоследствии оказалось, что маленькие европейские фабрики как раз-таки проще относятся к количеству, и именно с такой я нашла общий язык. Мне повезло — попались итальянцы, которые шьют действительно очень качественно. Не вся итальянская обувь красивая и качественная. 

— А как вы им высылали дизайн? Ведь должны быть какие-то чертежи, правила!

— У них нет требования к эскизам. Можно даже просто собрать коллаж из фотографий с пометкой: носик такой, а каблук такой, цвет — этот.

Можно и нарисовать, даже не обязательно делать это профессионально. А вообще, я неплохо рисую. 

Задача облегчалась тем, что мои модели очень простые, классические. Это мое понимание красивой обуви. Так что особо мудрить не нужно было.

— Какой была ваша первая обувь?

— Сначала я решила заказать классические лодочки с каблуком 10-12 сантиметров традиционных цветов: черного, бежевого и красного. 

Так как мы запустились в декабре, то были еще и ботиночки. Они получились демисезонными, но подходили для тех, кому не надо много ходить по снегу, кто постоянно передвигается на машине. А вот зимнюю обувь, чтобы прям с мехом, я не планировала шить и сейчас не думаю.

© Sputnik / Жоомарт УраимовМээрим Таабалдиева: как правило, рынок завален товарами, но что-то простое, например, качественную простую белую футболку, найти не так просто. Так же с классическими черными лодочками
Бизнесвумен и общественный деятель Мээрим Таабалдиева - Sputnik Кыргызстан
Мээрим Таабалдиева: как правило, рынок завален товарами, но что-то простое, например, качественную простую белую футболку, найти не так просто. Так же с классическими черными лодочками

— Легко было решиться на это в стране, которая соседствует с торговым гигантом Китаем?

— Как правило, рынок завален товарами, но что-то простое, например, качественную простую белую футболку, найти не так просто. Так же с классическими черными лодочками.

Я понимаю, что наш рынок переполнен, и исходила из того, что есть потребитель, который смотрит на меня и где-то видит ориентир. Наверное, он и приобретет ту обувь, которую я предлагаю. 

Но я не ожидала такого интереса к своей обуви! Запустилась неплохо: воистину классика будет востребована всегда! 

— Чего вы больше всего опасались?

— Самый большой страх был, что меня вообще не воспримут. В Кыргызстане распространена схема "купи-продай", и когда кто-то предлагает товар под местным брендом, это вызывает неуверенность. И цена… Она для нашего рынка достаточно высокая.

— Ну да, продавать туфли по 250 долларов в стране, где их можно купить за 1 000 сомов, — предприятие рискованное.

Мисс Кыргызстан — 2015 Таттыбубу Самидин кызы. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Мисс Кыргызстан — 2015: играла в футбол, могу одеться на Ошском базаре!
— Но я изначально не хотела, чтобы туфли были дешевыми! Мне хотелось задать определенную планку. Это не просто обувь, которая защищает ноги от грязи, влаги и камешков!

Может, это громко звучит, но для меня туфли — это философия. Мне хотелось, чтобы люди, которые надевают мои туфли, понимали, что это не ширпотреб. 

Мне важно, чтобы мои туфли были особенными. А особенное не может быть слишком доступным. Хотя для итальянской обуви эта цена не особо высокая. У нас качественный продукт, качественные материалы.

— Мне всегда казалось, что кыргызстанки предпочитают туфли на коротком толстом каблуке: и за хлебом сходить, и на юбилей к соседке. А у вас такая шпилька, что в туфлях только сидеть удобно!

— Любая красивая обувь на каблуке всегда не очень удобная. Это дело привычки. Например, я хожу на каблуках с 15 лет, могу на двенадцатисантиметровой шпильке перепрыгивать через арык. 

Кристиан Лубутен как-то сказал: "Если кто-то посмотрит на мою обувь и скажет: "Кажется, это удобные туфли", я оскорблюсь!".

Красивые туфли не могут выглядеть удобными. Они должны быть изысканными, сексуальными. Тем не менее у меня есть и будет обувь и на толстом каблуке, тем более сейчас это модно.

© Sputnik / Жоомарт УраимовМээрим Таабалдиева: мою обувь предпочитают состоявшиеся, уверенные в себе женщины, которые либо сами чего-то добились, либо это супруги состоявшихся мужчин, у которых есть свои цели и взгляд на жизнь
Бизнесвумен и общественный деятель Мээрим Таабалдиева - Sputnik Кыргызстан
Мээрим Таабалдиева: мою обувь предпочитают состоявшиеся, уверенные в себе женщины, которые либо сами чего-то добились, либо это супруги состоявшихся мужчин, у которых есть свои цели и взгляд на жизнь

— Кто покупает вашу обувь?

— Сначала я думала, что это будут молодые девушки, которые часто ходят на вечеринки. Но потом поняла, что мою обувь предпочитают состоявшиеся, уверенные в себе женщины, которые либо сами чего-то добились, либо это супруги состоявшихся мужчин, у которых есть свои цели и взгляд на жизнь. 

— Где вы черпаете вдохновение?

— Иногда кажется, что все, что можно было изобрести, уже изобрели. Дизайнеры изощряются до ужаса! В моде и тараканы на туфлях, и огромное количество драгоценных камней, и шторка какая-то.

Но я слежу за трендами и выбираю только то, что мне по душе. Так что пытаюсь совместить и моду, и классику. 

— Вы также стали продавать свои туфли за рубежом: в Казахстане и России. Сложно было?

VIII Российский форум лидеров рынка недвижимости RREF 2011 - Sputnik Кыргызстан
Как купить квартиру по цене времянки: разговор о дешевом жилье в Бишкеке
— Вы знаете, это не было сложно. Первое предложение выставлять мою обувь в Алматы я сделала сама одному популярному ателье. Дальше интерес проявили другие бутики. Мне пришлось выбирать, с кем работать, потому что обуви у меня немного. 

А летом на меня вышли интересные дистрибьюторы, которые были заинтересованы в больших партиях. Они хотели выставлять мою обувь в европейских странах. Но тогда у меня не было возможности производить такое количество. Сейчас я набираю обороты с новой фабрикой, надеюсь, что мне еще удастся с ними поработать!

— А вкусы московских и бишкекских модниц как-то отличаются? Когда вы смотрите на партию, думаете: "О, это подойдет для России, а эту линейку, пожалуй, отправлю в Казахстан"?

— Я смотрю по размерам. По моделям — нет. Классические черные или бежевые лодочки в любом случае купят.

Все равно в любой коллекции какая-та пара будет всегда популярнее остальных. Например, была парочка бордовых туфель с Т-образной застежкой — ее полюбили везде.

— У нас какой-то стереотип, направленный против женщин: если молодая и симпатичная девушка открывает свой бизнес, значит, ей кто-то помог — папа, муж… 

— В лицо мне никто это не говорит, но, наверное, да, за спиной шепчутся. Смотрите, у всех в окружении есть парни и девушки, у которых море возможностей. У них есть состоятельные родственники, но они просто живут в свое удовольствие. Это выбор каждого, конечно. Уметь использовать свои возможности — это тоже важно!

Классические лодочки на 12см 👌🏽

Фото опубликовано Meerim Taab Shoes (@meerimtaab) Апр 20 2016 в 10:16 PDT

У меня же есть эгоистичное желание ощущать полную самодостаточность. Я открывала бизнес на свои отложенные деньги, организовывала все сама. После университета не просила папу или кого-то еще устроить меня на работу. 

— Было ли такое, что привозят вашу обувь, а вы смотрите на нее, и в голове появляется мысль: "Боже, какой кошмар!".

— Кошмара не было, но я как-то подумала: "Я б такое не надела!". Получилась очень аккуратная, красивенькая, качественная пара, но мне она не понравилась — я очень не люблю обувь на маленьком каблуке. Все, что ниже 10 сантиметров, мне кажется странным, каким-то недоразумением, недокаблуком.

— А было такое, чтобы вам возвращали обувь?

Преподаватель кафедры журналистики и писательница Диана Светличная во время интервью Sputnik Кыргызстан - Sputnik Кыргызстан
Писательница о жизни: женщины в Кыргызстане — скоропортящийся товар
— Да, один раз женщина купила пару на двенадцатисантиметровом каблуке. На таком надо уметь ходить. И вот она надела ее, прошлась до машины, потом приехала в магазин и вернула со словами: "Не представляю, как люди на них ходят!". 

Мы без проблем забрали их, несмотря на немного поцарапанную кожаную подошву. Я могу себе позволить вернуть деньги. Не хочу, чтобы кто-то чувствовал себя обязанным держать у себя в шкафу мою обувь.

— Я как-то совершенно случайно на выставке наткнулась на обувь местных производителей. У них были туфли очень хорошего качества и за смешные деньги. Вы бы не хотели поработать и с кыргызстанскими обувщиками?

— Я знаю, что у нас есть производители. В долгосрочной перспективе было бы замечательно делать обувь у нас. Но для этого нужно обучить технологиям, закупить соответствующее оборудование и качественные материалы. Но у меня есть надежда, что когда-нибудь я этим займусь. 

— Давайте поговорим о способах продвижения. У вас 54 тысячи подписчиков в Инстаграм, и еще 23 тысячи человек читают страничку, где только ваша обувь. Как вам удалось столько заполучить?

— Я зарегистрировалась в 2011 году. Постила достаточно активно, но даже мысль не приходила, что можно как-то там себя продвигать. 

А потом я увидела, как люди становятся влиятельными в Инстаграме. Как-то сказала братишке: "Смотри, у нее лишь недавно было 5 тысяч подписчиков, а сейчас 20 тысяч!". Он ответил: "Прикольно! Вам тоже надо!". И мы поставили для себя цель набрать 10 тысяч подписчиков. 

Разработали небольшую тактику: делать качественные фото и регулярно их выкладывать. Меня часто спрашивают, кто меня фотографирует. Это братишка!

© Sputnik / Жоомарт УраимовМээрим Таабалдиева: все деньги, которые я получаю от обуви, не трогаю, а вкладываю в дело. Есть у меня планы и задумки, которые потребуют хороших вложений
Бизнесвумен и общественный деятель Мээрим Таабалдиева - Sputnik Кыргызстан
Мээрим Таабалдиева: все деньги, которые я получаю от обуви, не трогаю, а вкладываю в дело. Есть у меня планы и задумки, которые потребуют хороших вложений

— Что насчет прибыли?

— Все деньги, которые я получаю от обуви, не трогаю, а вкладываю в дело. Есть у меня планы и задумки, которые потребуют хороших вложений. 

В Америке есть крупная сеть магазинов. Ее основали муж с женой. Обычно в бизнесе принято вкладывать 10 процентов своего заработка в развитие. Эта пара жила на 10 процентов, потому что им очень хотелось развить свое дело как можно скорее. 

Первые несколько лет они едва сводили концы с концами, а теперь могут на эти же 10 процентов покупать целые компании. 

— Сколько пар обуви не раскупается?

— Как правило, остаются большие размеры и наименее успешные модели — процентов 20-30. 

— Что самое любимое в вашей работе?

— Я обожаю видеть девушек и женщин в своей обуви! Когда бываю на мероприятиях, где много людей, и вижу свою обувь, то это непередаваемо приятно! 

А еще я очень люблю нашу упаковку. Она такая с ленточкой, в конверте. Всегда прошу продавщиц, чтобы бантик завязывали ровно, а не как попало. 

— Какая обувь, которую вы видите на ножках бишкекчанок, вам категорически не нравится?

Генеральный директор компании по доставке и техобслуживанию лифтов и эскалаторов Рахат Жунушбаева во время интервью Sputnik Кыргызстан - Sputnik Кыргызстан
Как бишкекчанка продала единственную квартиру и вложила все в эскалаторы
— Были такие кроссовки на платформе. Страшное уродство! Я их ненавидела. Их носили все. Они нелогичные: это кроссовки? А зачем там каблук?

Кроки терпеть не могу! Ненавижу! Это такие резиновые большие штуки. Детям классно, а взрослые-то их зачем носят?! Хотя в трендах на весну-лето 2017 года есть кроки со стразами. Надеюсь, до Бишкека это не дойдет.

— Платья каких дизайнеров подошли бы к вашим туфлям лучше всего?

— Кроя Dolce Gabanna. Только не вот эти в цветочек и мозаику, а классические платья-футляр — черные, красные. 

Из наших кыргызстанских дизайнеров… Мне очень нравится Айкин Арипова.

— Каким будет ваш бренд через пять лет?

— Я еще не привыкла вот так громко говорить "бренд", но надеюсь, что буду им гордиться.

Лента новостей
0