Любовь к Иссык-Кулю — российский философ о юности в Киргизской ССР

© Sputnik / А. Абдыгулов / Перейти в фотобанкОзеро Иссык-Куль. 1981 год
Озеро Иссык-Куль. 1981 год - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Александр Секацкий привез "Зиту и Гиту" в кыргызские села, выиграл чемпионат Киргизской ССР по прыжкам в высоту и стал кочевником.

Киргизская ССР стала второй родиной для российского философа Александра Секацкого. Она познакомила его с воинским духом охотников-мергенов, с опытом кочевников и даже отметила медалью за спортивные заслуги. Вместе с корреспондентом Sputnik Секацкий написал "автопортрет философа в юности" на фоне кыргызских городов и гор.

Как уроженец Минска Александр Секацкий попал в Кыргызстан? Его отец был летчиком военно-транспортной авиации и довольно долго служил в Чуйской долине. Семья Секацких жила в Канте, Токмоке, Фрунзе (ныне Бишкек). Последний раз Александр был в Кыргызстане около 15 лет назад, но любит нашу страну по-прежнему. Он бывал на Средиземном море, купался в Атлантическом океане, но до сих пор сохранил память об Иссык-Куле.

— В юности вы увлекались спортом и даже победили на республиканском чемпионате среди юниоров по прыжкам в высоту. Философия редко ассоциируется с физической культурой. Или нет?

Студенты Киргизского государственного университета (ныне Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына), 1973 год - Sputnik Кыргызстан
Найди свою маму — как выглядели студенты вузов Киргизской ССР
— Многие греческие философы были атлетами, взять хоть Платона-борца. Кстати, Платон — это прозвище, которое буквально означало "широкий, крупный". А о невеждах в Греции говорили: "Не умеют ни читать, ни плавать". Для человека античной Греции важным понятием был "полемос" — состязательность и на войне, и в олимпийском спорте, и в спорах, отсюда слова "полемика". Этот дух состязательности пронизывал все сферы жизни, от политики до философии, именно он привел к невероятному расцвету греческой культуры и цивилизации.

Современный спорт отдалился от этого принципа. Сейчас нужно выбирать: или профессиональный спорт с полной самоотдачей и самоограничением, или развитие духовных, интеллектуальных качеств. Наш мир управляется по принципу профессионализма: "Если хочешь чего-то достичь, нужно полностью сосредоточиться на этом, отбросить все побочное и решать одну сверхзадачу".

— У вас довольно "неакадемический" послужной список — вам удалось поработать и киномехаником, и сторожем, и монтировщиком театральных декораций. Расскажите об этом подробней.

— Напомню важный "позднесоветский" принцип: "За символическую плату — символический труд". Тогда человек мог работать сторожем или дворником и гарантировать себе сносную жизнь. К тому же на такой непрестижной работе оставалось много свободного времени. Так зарождался советский андеграунд — доморощенные художники, поэты, философы. Парадокс был в том, что ценность такого трудоустройства стала понятной только тогда, когда страна его лишилась в начале 90-х.

Дольше всего я проработал киномехаником во фрунзенских кинотеатрах и на кинопередвижке. Мы с напарниками ездили по айылам и показывали там фильмы. Больше всего сельские зрители любили индийское кино, хотя в городах картины Болливуда не собирали полных залов. То, что городскому зрителю могло показаться наигранным и глупым, сельским воспринималось как ритуал, где точно известно, чего ждать.

Эти фильмы подсказывали зрителям правильные эмоции. Во время показа я уже заранее знал, где зрители будут смеяться, а на какой минуте вскрикнут от ужаса. Можно было секунда в секунду услышать всхлип во время душещипательной сцены на нескольких сеансах подряд — причем всхлип раздавался всегда одинаковый!

— Случались ли забавные ситуации с киномехаником Секацким?

Солистка группы Город 312 Светлана Назаренко - Sputnik Кыргызстан
Ее город не Бишкек, а Фрунзе: солистка "Города 312" скучает по Кыргызстану
— Однажды на показе в селе мы случайно зарядили пленку вверх ногами, пришлось останавливать показ. Тут мой сообразительный напарник сказал: "Сейчас мы проверим кое-что". Пока я перезаряжал и перематывал пленку, он обратился к публике: "Друзья, ничего страшного, мы просто неправильно повесили экран". Я запустил перезаряженный фильм, а он на глазах у публики перевесил экран, на который проецировалась пленка, другой стороной, и никого это не удивило!

— А какая запись в вашей трудовой книжке была самой необычной?

— "Помощник табунщика". Когда перегоняли стада, табуны или отары из Казахстана в Монголию и обратно, кроме опытных чабанов, которые отвечали за животных, требовались переговорщики с местными властями, которые решали вопросы с ночлегом. Я проработал таким "младшим чабаном" два месяца. В принципе любой, кто мог подолгу ездить верхом и не жаловаться, подходил на эту роль.

У нас были охотничьи карабины, которые по инструкции требовались для защиты от волков. Как и все советские инструкции, она исполнялась не слишком строго, и в дороге мы охотились на сайгаков.

— В своих лекциях и письменных работах вы неоднократно рассуждали о духе воинственности. Стоит ли за этим интересом какая-то биографическая подоплека?

— Да, несколько эпизодов подстегнули мой интерес. Еще в школе я видел, как маленький паренек-кыргыз проявляет абсолютное бесстрашие в любой драке вопреки инстинкту самосохранения. Это было похоже на одержимость. Однажды этот парнишка выбил из окна кусок стекла и бросился на противников намного старше него. Тогда вокруг заговорили: "Да он же мерген!". Так называли тюркских охотников и военную аристократию. Сословия, способные к одержимости и культивирующие ее, были у многих народов — вспомним скандинавских берсерков. Природа такой воинской одержимости до конца непонятна.

Фото начинающего фотографа Айданы Иманкуловой для конкурса искусств Жизнь в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан
Как выглядела бы советская девушка в современном Бишкеке — фоторепортаж
Философы Делез и Гваттари говорили, что так народы создают "машину войны" или "тело войны". В те времена, когда человечество непрерывно враждовало, этносы, которые не могли создавать такое "тело войны", не имели не малейших шансов на существование. В современности количество "мергенов" уменьшается. Наша цивилизация безжалостно пресекает состояния, которые раньше культивировались.

— Еще один частый "гость" ваших философских работ — номад, кочевник. Откуда он к вам пришел?

— Благодаря частым переездам я сам сформировался как номад с детства. Несмотря на то что выезд за пределы страны был фактически перекрыт, внутри можно было ехать куда угодно, не имея больших денег, жить на "подножном корме". Как и положено империи, пусть угасающей, поздний Советский Союз прививал своим жителям мобильность. Если тебя призывали служить из Киргизской ССР, то ты уезжал на Дальний Восток или на Байкал, и наоборот. Это давало призывникам ощущение большой страны.

Номадизм в высшем смысле — это стремление человека к самосохранению. Если человек смиряется с повседневными графиками и расписаниями, если "мотив домашних тапочек" для него главный в жизни, он начинает умирать, оставаясь внешне живым. И наоборот, легкость на подъем и непривязанность к обстоятельствам задают внутренний уровень свободы. Можно даже рассматривать номадический драйв как базисную потребность человека.

Лента новостей
0