Какие полномочия теряет Жогорку Кенеш по проекту Конституции — разбор

© Sputnik / Табылды КадырбековРабота Жогорку Кенеш в Бишкеке
Работа Жогорку Кенеш в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Предлагаемый проект Конституции усиливает полномочия президента, разрешает ему избираться на два срока (в кыргызской версии на один), вводит Народный курултай. Многие изменения напрямую влияют на работу парламента. Как именно, узнайте в материале Sputnik Кыргызстан.

Накануне, 17 ноября, кыргызстанцы узнали, какой видят новую редакцию Конституции ее авторы. Проект вынесли на общественное обсуждение, опубликовав его на сайте Жогорку Кенеша.

Вид на территорию Жогорку Кенеша. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Как меняется соотношение сил между ЖК и президентом в проекте Конституции
Инициаторами проекта числились 80 депутатов парламента, однако уже трое из них заявили, что не подписывали документ.

Sputnik Кыргызстан сравнил полномочия Жогорку Кенеша в действующей и предложенной версиях Основного закона и выяснил, как поправки могут трансформировать парламент. В материале речь пойдет только о тех положениях, которые предлагается изменить.

Минус 30 депутатов

Сейчас парламент состоит из 120 депутатов. Они избираются на пять лет по пропорциональной системе, при этом одна партия не может получить больше 65 мандатов. Поправки сокращают это число до 90 парламентариев, избирательная система и лимит мандатов не уточняются.

Формирование кабмина

По нынешней Конституции депутаты играют ключевую роль в формировании кабинета министров. Фракция, обладающая большей половиной мандатов, или коалиция фракций с ее участием выдвигает кандидата на должность премьер-министра. Кандидат представляет парламенту программу, структуру и состав своей команды.

Акция протеста. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Что говорит проект новой Конституции КР о "насильственном захвате власти"
Депутаты утверждают программу работы правительства, внесенные кабмином общегосударственные программы развития страны, определяют его структуру и состав (кроме глав ГКНБ и ГКДО). Даже если президент в течение трех дней не издаст указ о назначении премьера и его команды, они все равно считаются назначенными.

Предлагаемая редакция лишает депутатов этих полномочий. В предлагаемом проекте главу правительства, его заместителей, министров и глав госкомитетов назначает президент с согласия парламента. Также он принимает прошения и решения об их отставке. По собственной инициативе или по предложению Народного курултая президент увольняет министров и глав госкомитетов.

Отношения с правительством

Сейчас правительство в своей работе подотчетно парламенту и ответственно за ним в обозначенных пределах. Премьер-министр ежегодно отчитывается перед депутатами о работе своей команды. Кроме того, во власти депутатов выразить правительству вотум недоверия.

Обсуждаемый вариант Конституции таких полномочий для Жогорку Кенеша не предполагает.

Назначение референдума

По действующей версии Основного закона парламент принимает закон о назначении референдума. В проекте эта же статья звучит иначе: "Жогорку Кенеш инициирует проведение референдума в порядке, предусмотренном Конституцией".

Сложение полномочий

Одно из обстоятельств, при которых полномочия депутата прекращаются досрочно, — это выход из гражданства либо приобретение иностранного гражданства. В предлагаемой редакции этот пункт дополняется "утратой гражданства".

Республиканский бюджет

Сейчас депутаты утверждают республиканский бюджет и отчет о его исполнении. В новой редакции вместо утверждения отчета парламентарии просто заслушивают его.

Внеочередные сессии

По действующей Конституции внеочередные сессии Жогорку Кенеша могут созываться спикером по предложению президента, правительством или по инициативе не менее одной трети депутатов.

В проекте из статьи исключили правительство, а также разделили торага и главу государства, наделив их правом самостоятельно созывать внеочередные сессии.

"Иные полномочия"

По нынешнему варианту Основного закона парламент исполняет "иные полномочия, предусмотренные Конституцией". В проекте предлагается расширить этот пункт до "иных полномочий, предусмотренных не только Конституцией, но и законами КР". Кстати, та же поправка касается и президента.

Законы по бюджету

Сейчас проекты законов, которые предусматривают увеличение расходов, покрываемых за счет госбюджета, могут быть приняты парламентом после определения правительством источника финансирования. В предложенном варианте источник финансирования определяет не кабмин, а президент.

Подпись спикера

Апрельская народная революция 2010 — года - Sputnik Кыргызстан
"Возвращаемся к временам Бакиева" — реакция соцсетей на новую Конституцию
Действующая Конституция гласит: если при повторном рассмотрении конституционный закон или закон одобрят в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа нардепов, такой закон подлежит подписанию президентом в течение 14 дней. Если глава государства не подпишет его в срок, то не позднее десяти дней он подписывается спикером ЖК.

Поправки исключают последний пункт, а также изменяют норму для конституционных законов и законов об изменении госграницы. Согласно предлагаемым изменениям, такой закон считается одобренным в ранее принятой редакции, если при повторном рассмотрении его поддержали не менее трех четвертей депутатов от общего числа нардепов.

Еще из нового о Жогорку Кенеше

Предполагается, что ЖК будет заслушивать не только выступления президента, но и его ежегодные послания. Торага будет обеспечивать взаимодействие парламента с Народным курултаем, который будет заслушивать отчеты спикера.

Законопроекты, определенные президентом и главой правительства как неотложные, депутаты должны рассматривать во внеочередном порядке. Сейчас в этой статье речь идет только о кабмине в целом.

Какие еще статьи, связанные с работой депутатов, убрали

Решение о выходе из коалиции фракций парламентского большинства принимается фракцией не менее чем двумя третями от общего числа депутатов фракции. Решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход.

Утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства влечет за собой необходимость подтверждения полномочий торага ЖК большинством голосов от общего числа депутатов.

Депутат ЖК может быть назначен на должность премьер-министра или первого вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях.

Парламентарий не связан императивным мандатом. Отзыв депутата не допускается.

Конституция Кыргызстана - Sputnik Кыргызстан
Так один или два? Проект Конституции на двух языках разнится в сроках президента
Полномочия депутата ЖК прекращаются также в случае подачи им письменного заявления о выходе из фракции.

Порядок замещения вакантного мандата, образовавшегося вследствие досрочного прекращения полномочий депутата, определяется конституционным законом.

Заместители торага ЖК избираются в количестве и порядке, обеспечивающих их избрание из числа депутатов, входящих в состав парламентской оппозиции.

Председателями комитетов по вопросам бюджета и правопорядка являются представители парламентской оппозиции.

Решения ЖК на заседаниях оформляются постановлениями.

Досрочные парламентские выборы должны быть проведены не позднее 45 дней со дня их назначения.

Запрещается принятие конституционного закона, закона об изменении государственной границы во время чрезвычайного и военного положения.

Законы о республиканском бюджете, налогах подлежат обязательному подписанию, кроме случаев обращения премьер-министра о возвращении таких законов без подписания.

Лента новостей
0