Впервые найден окаменевший мозг динозавра

© Sputnik / Александр Имедашвили / Перейти в фотобанкЧучело динозавра. Архивное фото
Чучело динозавра. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Возможно, динозавры на самом деле обладали более солидным мозгом, чем принято считать.

БИШКЕК, 29 окт — Sputnik. Впервые в истории науки в Великобритании палеонтологи обнаружили окаменевшие ткани мозга динозавра, принадлежавшие, вероятно, игуанодону или другому двуногому травоядному ящеру, жившему на территории Европы в меловом периоде, пишет РИА Новости со ссылкой на журнал Геологического общества Лондона.

"Мы думаем, что этот динозавр погиб в окрестностях или внутри небольшого водоема и его голова оказалась погребена в иле и песке на дне. Так как вода в этом пруду содержала крайне мало кислорода и была очень кислой, мягкие ткани мозга "замариновались" и окаменели еще до того, как все тело динозавра было погребено под осадочными породами", — рассказывает Дэвид Норман (David Norman) из Кембриджского университета (Великобритания).

Археологические во время раскопок. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
В Китае нашли гробницу с тысячелетней историей
Норман и его коллеги обнаружили эту уникальную находку благодаря палеонтологам-любителям, которые проводили раскопки в окрестностях городка Бексхилла на юге графства Сассекс, у берегов Ла-Манша, в 2004 году. Один из них, Джейми Хискокс (Jamie Hiscocks), обнаружил там любопытную окаменелость, напоминавшую по форме мяч для игры в регби.

Через некоторое время этот "мяч" попал в руки Нормана и его коллег по университету, которые поняли, что Хискоксу удалось найти настоящую палеонтологическую драгоценность — окаменевшие останки мозга динозавра, жившего на территории будущих Британских островов примерно 133 миллиона лет назад, в начале мелового периода.

В то время Европа распалась на множество островов, отделенных друг от друга небольшими и мелководными проливами. Британия в то время представляла собой достаточно крупный остров, на котором господствовал засушливый климат, и связанные с ним степи и полупустыни. Источников пресной воды, по всей видимости, тогда было мало, и многие водоемы в особо жаркие периоды пересыхали, превращаясь в очень соленые и бескислородные лужи.

В одной из таких луж, как выяснили Норман и его коллеги после изучения окаменелости из Сассекса, погиб игуанодон — крупный двуногий травоядный динозавр — или один из его ближайших родичей, живших в Британии в начале мелового периода. Необычный химический состав "кислотной лужи", куда попали его останки, сохранил для нас внутреннее устройство его мозга.

Археологи нашли древнюю "радионяню" при раскопках некрополя Кыз-Аул в Крыму - Sputnik Кыргызстан
Древнюю "радионяню" при раскопках некрополя обнаружили археологи в Крыму
Просветив данный "мяч для регби" при помощи сканирующего электронного микроскопа, британские ученые смогли увидеть кровеносные сосуды мозга, его внутренние и внешние оболочки, намеки на различные слои коры, а также некоторые отделы.

Их изучение показало, что мозг динозавров не был примитивно устроен и что даже у относительно простых травоядных "ящеров ужаса" он был больше похож на мозг птиц и крокодилов, чем на мозг ящериц. Это проявлялось в том, что большую часть его объема занимала нервная ткань, а не сосуды, на чью долю обычно приходится свыше половины мозга у ящериц, а также в том, что мозг динозавров занимал всю их черепную коробку.

"Мы не можем рассмотреть полушария, поэтому не можем определить, насколько большим был мозг игуанодона. Возможно, динозавры на самом деле обладали более солидным мозгом, чем мы привыкли считать, но одной окаменелости для совершения такого вывода явно недостаточно", — говорит Норман.

По его словам, самое главное — находка показывает, что ткани мозга могут превращаться в камень при правильных условиях.