Когда-то Мирлан Акжигитов мыл туалеты, работал уборщиком и кассиром. Было время, когда ему удавалось поспать всего четыре часа в сутки. Благодаря упорству и постоянному труду он добился больших успехов за границей, но решил вернуться в Кыргызстан, поскольку с самого начала ставил перед собой именно эту цель.
— Мирлан, вы сын простых сельчан с Алая. Где вы нашли средства на такой масштабный бизнес?
— Начальный капитал заработал за границей. В 19 лет я поехал на учебу в город Брэдфорд в Великобритании. Там прожил два года, но не встретил ни одного соотечественника. Не было никого, кто бы мог дать совет, с кем бы я мог просто пообщаться. К тому же тогда не было мессенджеров вроде WhatsApp. Чтобы поговорить с родителями, я заранее звонил родственникам, живущим в райцентре, просил их передать, что позвоню такого-то числа, чтобы они приехали туда. И так происходило всего два-три раза в год. Поэтому все вопросы, которые у меня возникали, я должен был решать сам.
Все это стало для меня стимулом. Находясь далеко от родины, я не терял ни минуты, работал по 18 часов. Два часа уходили на дорогу, четыре — на сон. Кстати, ежедневно, придя домой, я подсчитывал свои доходы и расходы.
— Нужную для бизнеса сумму вы собрали там?
— Нет, после этого я стал получать очень высокую зарплату в другом месте. Работая в сети KFC, устроился еще и в магазин в Лидсе, в получасе езды от Брэдфорда. С утра работал в KFC, а после обеда в магазине. Но затем решил остаться только в этом магазине, потому что зарплата там была намного выше. Я работал за двоих продавцов и одного уборщика и получал в месяц 13-14 тысяч долларов. Представьте, на эти деньги в 2004-2005 годах в Бишкеке можно было каждый месяц покупать по квартире. Но в 2006-м я решил вернуться на родину.
— Как? Вы упустили такие возможности?
— Можно было остаться и работать, но я с самого начала поставил цель вернуться в Кыргызстан. Наверное, сыграло роль и то, что рядом не было близких, я был одинок. В последний день в Англии я мог выспаться, с утра никуда не торопиться, потому что мой самолет улетал в 11.00. Но я, как обычно, в шесть утра пошел на работу, поработал до восьми и получил плату за два часа. Я понимал, что эта сумма может быть равна зарплате за месяц в Кыргызстане. Подумал, что смогу отдать эти деньги нуждающимся родственникам.
— И какие чувства вы испытали, приехав в Кыргызстан?
— Когда приехал, узнал, что друзья зарабатывают менее 100 долларов в месяц. А я купил в Бишкеке и Оше квартиры, земельные участки, контейнеры на "Дордое". Затем устроился региональным дилером в крупную международную корпорацию Unilever и проработал там до 2012 года.
— А когда вы перешли в строительную сферу?
— В 2012-м, когда начался строительный бум, вместе с партнерами открыл предприятие. Сейчас оно превратилось в три компании. На рынке они конкурируют между собой. Кстати, одну из них мы хотим ввести на рынок США. Скоро начнем в Чикаго строительство 2-3-этажных коттеджей. Переговоры уже завершены.
— К богатому человеку, наверное, многие обращаются за помощью или с предложениями стать спонсором...
— Бывает, но я сам от души помогаю проводить спортивные мероприятия. Недавно приезжала наша известная спортсменка Валентина Шевченко. Мы с партнерами стали спонсорами этого мероприятия. Знакомые спрашивают, сколько ушло на это денег, но пусть это останется в тайне (улыбается).
Я совсем не жалею, что мы так поступили. Если Шевченко решит приехать еще раз, мы готовы снова помочь. Если не таких патриотов, то кого тогда поддерживать?
— Какие советы можете дать как человек, умеющий зарабатывать деньги и преумножать их?
—У турецкого народа есть поговорка "Протягивай ноги по длине одеяла". Если одеяло короткое и мерзнут ноги, зачем тогда их протягивать? У нас много ненужных затрат — взносы на всякие тои, непредвиденные затраты при встрече друзей... Чтобы их сократить, нужно работать. Если человек чем-то очень занят, у него нет времени на развлечения. Значит, деньги останутся у него в кармане и потом пригодятся на нужные дела. Если невозможно обойтись без затрат, надо думать об увеличении прибыли. Других способов нет.
— Я давно хотела задать этот вопрос хозяину строительной компании. Вы будете жить в доме, который сами построили?
— Конечно. Я взял квартиру на самом первом строительном объекте. В том доме живем не только я, но и мои партнеры и сотрудники.