БИШКЕК, 23 мар — Sputnik, Таалайбек Ороскулов. 18 марта в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области пограничники Узбекистана разместили на неописанном участке кыргызско-узбекской границы два бронетранспортера и военнослужащих, которые перекрыли участок на 20-м километре автодороги Кербен — Ала-Бука и установили блокпосты.
В Погранкомитете Узбекистана заявили, что усиление границ связано с мерами безопасности перед Ноорузом.
В пятницу МИД КР вызвал посла РУз и вручил ему ноту протеста с требованием незамедлительно снять блокпосты и убрать военных. Но ситуация до сих пор не изменилась.
Широка страна моя родная
Кыргызстан граничит с Китаем и тремя республиками бывшего СССР — Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Общая длина границ КР равна 4 503 километрам. Общая протяженность госграницы с Казахстаном составляет 1 242 километра. Процесс делимитации завершился в 2001 году. Переговоры были основаны на постановлении ВЦИК 1930 года и Указе Киргизской ССР 1961 года, которые описывали границы.
Общая протяженность госграницы с КНР составляет 1071,8 километра. Переговоры по делимитации завершились в 2000 году. Наиболее сложными для разрешения были спорные участки в районе пиков Хан-Тенгри и Победы, а также территория западнее перевала Бедел (водосбор реки Узенгу-Кууш).
Километры преткновения
Кыргызско-узбекская граница простирается на 1 378 километров, из них описано уже 1 058. На сегодня несогласованными остаются 324 километра на 58 земельных участках.
С Таджикистаном Кыргызстан имеет общую границу длиной 970,8 километра, из которых согласованы только 519, остальные 451 километр так и остаются спорными.
Почему?
По словам Искандарова, ранее узбекская сторона просила пропустить специалистов к водоему, якобы чтобы провести ремонт, мотивируя это тем, что прорыв плотины может затопить их территорию. Кыргызстан не согласился с такой постановкой вопроса и запретил проезд специалистов на свою территорию.
"Видимо, нынешнее блокирование дороги на несогласованном участке в Ала-Букинском районе, который используют кыргызстанцы, — это ответная реакция Узбекистана", — сказал спецпредставитель.
По мнению руководителя Кыргызского географического общества, экс-спецпредставителя по приграничным вопросам в правительстве Саламата Аламанова, неверно говорить, что причиной обострения ситуации является передача в госсобственность объектов.
"После завершения делимитации они и так автоматически перейдут к нам. Поэтому некорректно считать, что это успех в решении приграничных вопросов", — сказал эксперт.
По его мнению, обострение ситуации — это провокация и попытка оценить нашу готовность к ответу.Но односторонние действия всегда чреваты последствиями, которые могут привести к противостоянию. Они выставили бэтээры, мы тоже. Вопрос исчерпан. Зеркальные ответы на действия РУз правильны, именно так надо отвечать, показать, что мы готовы. Хотя и огорчает, что такие действия соседей — явление обычное, сказал Аламанов.
Эксперт отметил, что Кыргызстан держит правильную позицию и все его действия соответствуют нормам международного права.
Таким образом, мы не поддаемся на провокации и не даем повода для развития негативного сценария, что и сохраняет мир, говорит эксперт.
Политолог Бакетаев также считает, что нынешняя ситуация — это открытая провокация со стороны Узбекистана.
"Вероятно, работает некая аналитическая группа, которая отслеживает реакцию Кыргызстана", — сказал политолог.
Он отметил, что это можно расценить и как своеобразную "ответку" за вступление в ЕАЭС.
"Кыргызстан определился с вектором развития и стал пророссийским. Это раздражает западных партнеров, которые через РУз пытаются дестабилизировать ситуацию. Думаю, что именно это и есть причина обострения", — сказал политолог.
По его мнению, подобные конфликты дальше будут усугубляться, но до открытого противостояния и войны дело не дойдет. Но оппозиционные силы, подогреваемые извне, воспользуются ситуацией и попытаются опять дискредитировать кыргызстанские власти, а если получится — то и сменить их, сказал Бакетаев.
Аналитик экспертного клуба "Далил плюс" Марс Сариев также считает, что Узбекистан не пойдет на открытый конфликт, хотя и называет другие причины обострения.
"Вспомните ошские события 2010 года. Именно Узбекистан не дал развиться гражданской войне. Думаю, сейчас ситуация связана с отвлечением от внутренних проблем в РУз, связанных с борьбой кланов за власть", — сказал он.
Эксперт считает это техническим ходом президента Ислама Каримова, который преследует двоякие цели. Первое — внешний фактор отвлекает от внутренних проблем; второе — оппозиционные действия в КР выгодны Каримову, потому что революции и беспорядки в Кыргызстане дают ему повод ужесточить внутреннюю политику. А это сплачивает авторитарные режимы в ЦА, в том числе в Казахстане, который тоже жестко отреагировал на события 2010 года, полагает Сариев.
По мнению эксперта по водным и энергетическим ресурсам Зульфии Марат, сложной ситуацией пользуются глобальные игроки в регионе.
"Очевидно, что такое положение дел с успехом используют в своих целях третьи страны, которые пытаются усилить свое влияние в регионе. Именно это усложняет решение многих вопросов, в том числе энергетических и водных", — говорит эксперт.
Водный вопрос
Узбекский лидер ранее заявлял, что именно вопрос водоснабжения может стать причиной войн в регионе.
По данным Национального доклада о состоянии окружающей среды, Кыргызстан — единственная страна в Центральной Азии, водные ресурсы которой полностью формируются на собственной территории. В республике более 3 500 рек и речушек, которые принадлежат основным бассейнам, — реки Нарын-Сырдарьи, Амударьи, Чу, Талас, Или, Тарим и озера Иссык-Куль. Более 4 процентов территории КР занято ледниками и снежниками. Имеются значительные запасы подземных вод, а также несколько озер.
Согласно данным заместителя директора Департамента водного хозяйства и мелиорации Минсельхоза КР Тилека Исабекова, из всего объема стоков Кыргызстан использует только 20 процентов. Остальное поступает на территории соседних государств. Вопрос распределения воды зафиксирован в ряде соглашений.
"Согласно Московскому протоколу от 1985 года, сток реки Талас делится поровну между Кыргызстаном и Казахстаном, по реке Чу 62 процента — КР и 38 — РК", — сообщил Исабеков.
Главными же документами являются соглашения от 1992 года, где все пять стран региона определили свои квоты по стокам рек. Они будут действовать, пока не примут водную стратегию региона, но этого документа до сих пор нет.
С Таджикистаном имеются протоколы по каждой реке, а в пользу Узбекистана из реки Нарын берется 15-30 кубометров воды в секунду, остальной поток идет в Токтогульское водохранилище.
По мнению политолога Сариева, регион ЦА ожидают конфликты разного уровня именно из-за воды.
"Изменение климата в глобальном масштабе породило новые цели для конфликтов. И борьба за водные ресурсы сейчас приобретает более острые грани. Но нынешнее обострение в Ала-Буке имеет другие причины", — сказал аналитик.
С таким мнением согласна и Зульфия Марат. Она считает, что конфликты из-за воды будут усиливаться.
Эксперт Саламат Аламанов полагает, что разногласия по водным ресурсам будут всегда.
"Воду нельзя отделить от земли. И на локальном уровне это было, есть и будет, и даже после окончания процесса делимитации. Необходимо завершить его, и тогда водный вопрос перейдет в менее конфликтную хозяйственную плоскость", — сказал Аламанов.
С такой постановкой вопроса не согласен политолог Бакыт Бакетаев. Он отметил, что основной причиной является нехватка пахотной земли у Узбекистана.
"Из-за увеличивающегося населения соседей именно земельный вопрос стоит для них острее, чем водный, хотя, конечно, вода нужна для ее обработки. Хотя есть один аспект — многие международные конвенции подписываются таким образом, что страны — источники воды не являются их хозяевами, и этот диссонанс создается специально", — сказал Бакетаев.
Настораживает то, что Узбекистан, чувствуя превосходство во многих вопросах, пытается урвать кусочки земли, подчеркнул политолог.
"Батарейка" для ЦА
Президент Узбекистана не раз заявлял, что он против строительства крупных ГЭС в Кыргызстане, мотивируя это тем, что его стране попросту не хватит воды для полива, что негативно скажется на ее экономике.
Туркменистан заявил о выходе из энергетического кольца в 2003 году. После появления планов строительства Рогунской в Таджикистане и Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане Узбекистан вышел из единой системы в 2009 году, негативно высказавшись об этих проектах.
Аналитик Марс Сариев считает, что энергетический вопрос — это производная того, что до сих пор лидеры ЦА не воспринимают регион как единое целое. Поэтому у Кыргызстана и возникали проблемы с газом и электроэнергией. Сейчас этот момент кое-как, но решается через "Газпром" и ЛЭП "Датка — Кемин". Но сбрасывать со счетов этот аспект при решении вопросов, возникающих между соседями, нельзя.
Политолог Бакыт Бакетаев отметил, что электроэнергия является товаром, нормально, что время от времени возникают нестыковки.
"Мы привыкли небрежно относиться к электроэнергии, поэтому разного рода конфликты будут возникать до тех пор, пока в регионе не поймут, что необходимо ее экономить, как и ископаемые энергоносители", — сказал эксперт.
Зульфия Марат совершенно не согласна с тем, что энергетический вопрос перетек в политическую плоскость.
"Я давно говорю о том, что нельзя было использовать хозяйственные отношения как рычаг влияния на приграничные вопросы. Энергетика — это единый организм, и любое вмешательство политиков приведет к нехорошим последствиям", — полагает эксперт.
По ее мнению, ЛЭП "Датка — Кемин" нельзя рассматривать как панацею от отключений электроэнергии в КР.
Как решить?
Зульфия Марат считает, что только понимание того, что друг без друга страны ЦА не смогут обходиться, может привести к исчерпыванию конфликтов. Несомненно, что клубок проблем сразу не распутать. Разговор нужно вести только через понимание и взаимовыгодное сотрудничество. Только такая постановка вопроса единственно правильная.
Эксперт Саламат Аламанов считает, что решение по завершению делимитации с РУз возможно, и оно есть давно.
"Еще в советское время предлагались решения, о которых положительно высказывались обе стороны. Они были найдены в 1955 году, да и под занавес существования СССР в 1989-м также предлагались варианты. Надо к ним вернуться — это опыт в достижении компромиссов. А сейчас те документы, которые не дают положительных сдвигов в переговорах, нужно просто откинуть. Договориться можно. Нужно только волевое политическое решение глав государств", — сказал он.
Политолог Бакетаев считает, что конфликт никогда не уладится. Глобальные игроки просто не дадут этого сделать. Это специально замороженные конфликты, которые в любой момент можно реанимировать, чтобы играть ситуацией. От личностей президентов это никак не зависит. Силовой метод тоже не является решением. ОДКБ здесь не поможет. Нужно решать самостоятельно, то есть двухсторонними переговорами, без вмешательства извне. Кстати, нужно восстановить упраздненную позицию вице-премьера по вопросам безопасности, подчеркнул эксперт.
"Строительство совместных водохранилищ, плотин электростанций и расширение экономических взаимосвязей положительно скажется на процессе консолидации и ухода от конфликтов. Надо воссоздать единый организм ЦА, который был "сшит" еще в СССР", — сказал Сариев.
По его мнению, для достижения гармонии достаточно политической воли глав региона. Но лидеры ЦА находятся в орбите глобальных игроков, именно это мешает прийти к общему знаменателю. При этом есть и финансовые удавки в виде МВФ, АБР и других институтов.
Он отметил, что, прежде чем что-то получить, нужно что-то и отдать.