БИШКЕК, 14 окт — Sputnik. На прошлой неделе Королевский исламский центр стратегических исследований Аммана опубликовал очередной список 500 самых влиятельных мусульман мира. Среди них уже в третий раз оказался и президент Таджикистана Эмомали Рахмон, пишет Sputnik Таджикистан.
Эксперты не сомневаются, что в список он попал за достойные дела, но за какие именно?
Руководитель Уральского информационно-аналитического центра РИСИ (Российский институт стратегических исследований) Дмитрий Попов говорит, что в конституции Таджикистана зафиксировано, что сам президент Эмомали Рахмон известен не как практикующий мусульманин, а как сторонник светского пути развития республики, более того, последовательный оппонент сил, выступавших под лозунгами политического ислама.
"Как опытный политик, Эмомали Рахмон не может не учитывать в своей деятельности тот факт, что подавляющее большинство населения страны исповедует ислам. Он систематически поздравляет жителей с религиозными праздниками, подчеркивает в своих речах мусульманскую идентичность таджикского народа и так далее. Но в сущности это никак не меняет линию президента в части государственного строительства, в соответствии с принципами, заложенными в конституции РТ", — говорит эксперт.
По словам Попова, в данный рейтинг включаются лица, которые оказывали наиболее заметное влияние на мусульманскую общину или от ее имени.
По мнению таджикского политолога Абдугани Мамадазимова, основной причиной включения Эмомали Рахмона в данный список стало его малое паломничество (умра) со всей семьей в самом начале текущего года в Мекку и Медину, когда он вошел в Каабу, что доступно (с личного разрешения саудовского короля) очень ограниченному числу людей.
Известный таджикский журналист Нурали Давлат не знает, исходя из каких соображений составляют рейтинг именно 500 самых влиятельных мусульман и как они определяются.
"В этот список очень часто попадают президенты мусульманских республик бывшего СССР. Думаю, и другие президенты региона скоро будут в нем, ведь структура, которая составляет рейтинг, судя по названию, официальная", — пишет Давлат.
"В 2009 году был принят закон "О свободе совести и религиозных объединениях", который поставил под запрет деятельность некоторых других конфессий, а также в чем-то ограничил права мусульман, например, было запрещено посещение мечетей женщинам и подросткам до 18 лет, строго запрещено молиться на рабочем месте. Был запрет на хиджабы и никабы… Наконец, что важнее всего, много лет по инициативе властей на родину возвращается молодежь, обучавшаяся в разных религиозных учебных заведениях других стран", — отметил Давлат.