Непривычно наблюдать картину, когда взрослый человек возится с куклой — шьет для нее одежду, расчесывает, наносит макияж, и поэтому трудно не оценить работы, сделанные с такой любовью и увлечением.
— У вас своеобразное ремесло, когда вы увлеклись им?
— Отец был архитектором — строил дома и занимался их отделкой. От него, наверное, и передалась любовь к рисованию и украшательству. Сначала это было хобби — образцы одежды для кукол очень нравились моим клиентам, и постепенно увлечение перешло в основную работу.
— Ваши куклы в основном в национальной одежде…
— Я когда-то занималась отделкой костюмов звезд кыргызской эстрады — Айчурек Иманалиевой, Динары Акуловой, Урмата Усенова, Бактыгуль Бадыевой, Айжан Газиевой и многих других. Меня с самого начала интересовали кыргызские традиции и ценности, а наши костюмы такие красивые!
Вначале я их шила, а затем перешла к вязанию кукольной одежды, хотя никто меня этому не учил.
— Где вы находите кукол с кыргызской внешностью?
— Большинство из них — обычные Барби. Я снимаю их волосы и вяжу им черные, затем крашу глаза и брови — этакий своеобразный макияж. А в одежде с национальным орнаментом они превращаются в настоящих кыргызских красавиц. Кстати, покупателей тоже больше интересуют куклы в национальных костюмах.
— Как давно вы стали их продавать?
— Вообще, я была довольна их одеждой и украшениями. Если бы не моя сноха Жылдыз (смеется), все это осталось бы на уровне игры. Она убедила меня выставить кукол на продажу, ведь это огромный труд. Начинали с десятка кукол, но дело продвинулось довольно быстро.
— В Интернете широко обсуждалась ваша кукла Хюррем…
— Да, как-то на заказ я смастерила эту героиню сериала "Великолепный век". Были разные куклы — испанские танцовщицы, принцессы, сказочные Шахерезада и Золушка.
Над каждым образцом обязательно осваиваешь что-то новое. Желая совершенствоваться, невольно копаешься в истории, изучаешь традиции разных народов.
— Наверное, ваше умение учит быть и экономной?
— Да, теперь я стараюсь не выбрасывать старые вещи — все можно переделать, добавить какие-то детали и придать новый вид.
Кроме одежды, вяжу сумки, кошельки, украшаю головные уборы. Сейчас с помощью Жылдыз удается сделать больше, она работает с драгоценными камнями. Говорят, отделка — нудная работа, но я от этого получаю большое удовольствие.
Жылдыз, сноха Лилии:
— Я была поражена, когда увидела мамины работы, и решила, что такой труд не должен оставаться незамеченным.
Мы разместили в Интернете объявление и стали работать, исходя из спроса и предложений клиентов. Сейчас особенно хорошо покупают сумки, сделанные руками мамы.
— Не мешает ли это вашей основной работе?
— По профессии я юрист, но по специальности работала недолго — решила помогать маме. Реклама, продажа, доставка — моя работа. Теперь осваиваю техники вязания.
— А куклы дорогие?
— Полуметровая кукла со всеми аксессуарами и костюмом стоит около 100 долларов. Есть маленькие, стоимость которых не превышает 600-700 сомов. Сейчас занимаемся куклами из фарфора, которые специально заказываем из Китая. Конечно, такие экземпляры стоят дороже.
— Какие у вас планы?
— Заказы поступают из Казахстана и России, поэтому планируем организовать маленький цех по производству одежды для кукол. И, конечно, мама мечтает передать свое мастерство девочкам, которым тоже, как и ей, нравится одевать кукол.