…Минуту назад основатель и главный редактор глянцевого журнала #ONEMAG Айида Долотбакова выложила в соцсеть фотографию с Бали, где она отдыхала с мужем Саматом и двумя детьми. Как раз в то время мы с коллегой Екатериной спорили за "почти свежий" чайный пакетик, который оставила Светлана. Кажется, нам есть куда расти.
— Сегодня наткнулась на видео, где вы рассказываете, что без ума от туфель Ferragamo, которые на официальном сайте стоят 900 – 1 000 долларов за пару. Действительно ли в Кыргызстане можно хорошо зарабатывать на глянцевом бизнесе?
Просто мы с мужем фанаты своего дела, это наше детище. Он, например, любит по вечерам перечитывать выпуск, делать пометки. Для него даже лишний пробел — ошибка. Понимаешь, лишний пробел! Он может просто "утонуть" в журнале…
А началось все в 2011 году, когда нас обуяло непреодолимое желание сделать журнал. Уже после мы наткнулись на множество подводных камней. Например, оказалось, что это банально дорого: один выпуск стоит, как неплохой автомобиль.
— Недавно по стране протопал кризис. В любые сложные времена первым страдает рынок СМИ, потому что бизнесмены сокращают расходы на рекламу. Как вы это пережили?
Сейчас возвращаемся в прежнее русло: издаемся каждый месяц и подумываем выйти за пределы Кыргызстана.
— Давайте поговорим о самом главном в любом СМИ — о журналистах. Легко ли вам удается найти специалистов? В конце концов, только бишкекские вузы ежегодно выпускают несколько сотен дипломированных журналистов.
— Естественно, это нелегко. Что самое удивительное, диплом журналиста, как оказалось, вообще ничего не гарантирует: иногда выпускники вузов не могут двух слов связать. Я не смотрю на регалии и подхожу к каждому автору индивидуально. Моя задача — почувствовать в человеке талант.
Взять, к примеру, Айдай Иргебаеву, которая больше пяти лет была шеф-редактором журнала. Мы познакомились в неформальной обстановке, когда она была студенткой пятого курса. Мне хватило пяти минут общения, чтобы я увидела в ней потенциал. На тот момент у нас уже был приглашенный шеф-редактор — Назгуль Сопиева. Она прилетела из Москвы, где окончила факультет журналистики МГУ. Это был очень сложный период, мы только начинали, и Назгуль набирала команду. Она сразу забраковала кандидатуру Айдай, сказав: "Нет-нет, этой девочке писать не суждено! Я ее не рассматриваю". А я не хотела отпускать ее просто так и предложила поработать офис-менеджером. Айдай с легкостью согласилась…
Через год она уже была шеф-редактором. Мы с Назгуль сидели как-то за чашечкой кофе, и она сказала: "У тебя есть удивительное качество: ты видишь в людях то, чего не видят другие. Сейчас я зачитываюсь и восхищаюсь этой девочкой".
У меня на самом деле сильная интуиция. Для меня важны человеческие качества, очень важны. Я оцениваю воспитание, человечность и, естественно, образованность.
— А умение расставлять запятые для вас важно?
— Журналист не может быть неучем, не может не дружить с правилами! Не надо надеяться, что придет корректор и все за него сделает. Но я готова вкладываться в каждого новичка и не жду готовых профессионалов. Это приносит свои плоды! Зачастую коллеги из других сфер говорят: "Долотбакова, ты знаешь, что от тебя выходят готовые управленцы?". Мне это нравится.
— Во всем мире глянцевые журналы обвиняют в том, что они пропагандируют определенные стандарты красоты, которые часто недосягаемы. Например, у вас есть рубрика с фотографом Маретой Келиговой, которая делает откровенные фотографии красивых женщин…
— Легко ли найти бизнесменов, готовых платить за рекламу в глянце?
— Новичкам очень трудно. Компании не хотят работать с журналами, которые только вышли на рынок. С каждым годом рекламодатели становятся опытнее, список их требований растет, и это правильно. Если я, как руководитель, трачу на что-то сом, мне очень интересно, куда он пойдет.
Иногда даже сама отговариваю потенциальных рекламодателей. Объясняю, что новичкам рано платить такие деньги за имидж. И зачастую бизнесмены уходят от меня со словами благодарности: "Не ожидали, что вы нас будете час отговаривать, чтобы сберечь наш бюджет. Пройдет год-два, и мы будем бороться у вас за звание лучших". Вот это классно!
— Кстати, о премии: если бы ее организовала я, больше всего боялась бы, что она станет местечковой. Я несколько раз была на мероприятиях, где все начиналось красиво — люди приходили в галстуках-бабочках и платьях в пол, но, когда приносили еду, вся эта блестящая толпа бежала к столам, отталкивая друг друга локтями… Эффект был испорчен.
Всему свое время — каждый год мы что-то меняем и обязательно учтем это в следующий раз. Большая вероятность, что дресс-код станет строже, а фейс-контроль усилится. Как только расслабимся, произойдет регресс. Мы должны развиваться, ведь нет предела совершенству.
Я уверена, что и на церемонии 2017 года будут какие-то недочеты, но это нормально. К таким вещам нужно относиться с пониманием.
— У нас есть журналист Екатерина. Как-то мы с ней были на одном мероприятии, и ей стало интересно, почему там мало девушек модельной внешности. В ее словах была логика: красивые девушки привлекают платежеспособных мужчин. Вы с этим согласны?
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Если мужчина успешен в бизнесе, то и в семье у него, как правило, все хорошо. Радует, что крупные бизнесмены с гордостью ведут под руку своих половинок. Впрочем, возможно, я вижу только то, что хочу видеть…
— Организаторов любого конкурса рано или поздно кто-нибудь обвинит в том, что "там все куплено". Вы с этим сталкиваетесь?
— Постоянно. Но с каждым годом мы становимся опытнее. Можем без эмоций аргументировать каждое действие, строго по факту.
— Каким вы видите #ONEMAG в 2017 году?
— У нас очень хорошие шансы. Раньше нашими главными конкурентами были рекламные билборды, но сейчас их снимают. Это сулит журналам увеличение объемов рекламы. К тому же на рынок Кыргызстана сейчас заходят международные компании, крупные представительства, которым тоже требуется реклама. В наступившем году планируем делать больший акцент на Интернет.
— Когда я вошла в студию, вы говорили фотографу, что намерены запустить видеоверсию журнала. Это пока секрет?
— Нет, я расскажу! Хотим запустить передачу о путешествиях. Дело в том, что мы с мужем безумно любим путешествовать. Почему бы не совместить приятное с полезным и не создать телегид от #ONEMAG? Эту идею мы обсуждали не раз. Она у нас уже в печенках сидит, ее надо воплощать! Сейчас все на стадии переговоров.
Многие на нас равняются, мы несем за это ответственность. Хотелось бы подсказывать людям какие-то решения, доносить до них полезную информацию.