БИШКЕК, 9 окт — Sputnik. Торговцы на дорогах возле приграничных сел с августа предлагают не совсем обычную продукцию. Это не традиционные арбузы-дыни, помидоры-перцы, а бензин и дизельное топливо в канистрах, баках и других емкостях. Такой богатый ассортимент появился потому, что были сняты все ограничения на границе Казахстана и Кыргызстана в рамках ЕАЭС.
Продавцы воспользовались тем, что ГСМ стоят в Казахстане дешевле, чем в Кыргызстане. По словам министра экономики Олега Панкратова, сейчас на рынке нефтепродуктов сложилась ситуация, которая грозит увеличением роста теневого сектора экономики и сокращением поступлений налогов в госказну из-за того, что у официальных нефтетрейдеров сократились продажи.
Правительство на тропе войны
В связи с этим Минэкономики разработало постановление, которое запрещает ввозить без документов более 20 литров ГСМ в канистрах физическим лицам.
Запрещаются к провозу ГСМ:
- без наличия соответствующих сопроводительных документов;
- при наличии запрета или ограничений на экспорт нефтепродуктов в стране вывоза;
- при несоблюдении установленных требований к безопасному перемещению нефтепродуктов;
- в случае отсутствия документов, подтверждающих наличие налоговой регистрации перевозчика и/или грузополучателя.
Еще одним ударом по нелегальной торговле станет запрет заполнения емкостей для нефтепродуктов на АЗС с 19 вечера до 9 утра.
Минэкономики намерено обсудить вопрос снижения таможенного акциза на импорт ГСМ с 5 000 до 3 000 сомов. Это позволит приравнять цены на горючее в Кыргызстане к казахским.
По словам генерального директора ЗАО "Бишкекская нефтяная компания" ("Роснефть") Александра Ниязова, нефтетрейдеры начали бить в колокола еще месяц назад, когда был замечен большой спад розничных и оптовых продаж.
"Нелегальный ввоз ГСМ снизил уровень продаж на 20 процентов, и тенденция сохраняется. Если правительство не будет предпринимать никаких действий, этот уровень может упасть до 40 процентов, что в свою очередь скажется негативно на налоговых платежах (акцизах и НДС) в госбюджет", — сказал он.
Ниязов считает, что идея с запретом залива емкостей АЗС в вечернее время весьма удачна, потому что нелегальное топливо сливается именно в темное время суток.
"Нефтебазы работают до 17.00, затем отпуск нефтепродуктов прекращается. Налоговая служба должна контролировать залив на АЗС, это в первую очередь в их интересах. Ведь только с помощью контроля можно улучшить сбор налогов", — подчеркнул он.
Глава компании отметил, что акциз на импорт бензина в страну необходимо снижать не до 3 000 сомов за тонну, а до 1,5-2 тысяч.
"К примеру, аналогичный акциз в Казахстане составляет 4,5 тысячи тенге, или примерно 20 долларов, в Кыргызстане — порядка 72 долларов. Именно поэтому нефтепродукты у нас дороже. Если акциз снизят, то сократится разница в ценах на ГСМ в двух странах, что сейчас стимулирует контрабандный ввоз", — объяснил Ниязов.
Контрабанда ради жизни
Люди, торгующие нелегальным бензином и дизтопливом на обочинах дороги, делают это не от хорошей жизни. Раушан Макеева занимается "частной поставкой" ГСМ с августа этого года. По ее словам, таким образом она зарабатывает на жизнь.
"Я лично несу эти канистры и стою на дороге. В день от продажи зарабатываю не более 400 сомов, и это хоть немного, но помогает выжить. Я бы хотела найти нормальную работу, но в наших селах ее просто нет. Мой магазин приносит совсем небольшой доход", — рассказала женщина.
В день Макеева продает около 40-50 литров бензина в розницу и говорит, что люди только благодарят ее за возможность приобретать ГСМ дешевле.
Автолюбитель Таалай Жумабеков, постоянно покупающий бензин "с рук", заявил Sputnik, что контрабандный бензин или солярка ничем не отличается от топлива на заправках.
"Даже, напротив, продавцы поставляют качественное топливо и, главное, намного дешевле. У них есть постоянные проверенные покупатели, и вряд ли он будет "бодяжить" бензин", — сказал он.
По мнению Жумабекова, снижение налога и незначительное падение цен на заправках не смогут конкурировать с поставщиками контрабанды и на их товар всегда найдется покупатель.
Помогите!
Как отметил в разговоре со Sputnik исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Улан Кулов, вводить меры по борьбе с нелегальным ввозом надо было сразу после открытия границ с ЕАЭС.
За сентябрь объем официального импорта нефтепродуктов сократился на 46,8 тысячи тонн по отношению к августу и на 36 тысяч тонн по сравнению с сентябрем прошлого года.
"В результате государственный бюджет недополучил 210 миллионов сомов (100 миллионов по акцизному налогу и 110 миллионов — по НДС)", — констатировал он.
Кулов считает, что если ситуация на рынке нефтепродуктов не изменится, то госбюджет к концу года может недосчитаться 1 миллиарда сомов.
"А это и зарплаты, и пенсии, и соцпособия. Если государство снизит стоимость акциза, то цена на бензин упадет, ведь его себестоимость снизится от одного до пяти сомов", — резюмировал Кулов.
Проект постановления, которое должно кардинально изменить ситуацию на рынке нефтепродуктов, правительство обсудит на своем ближайшем заседании.