Экономика — это очень просто. Забудьте про всякие индексы-шминдексы, фьючерсы и фондовые биржи. Экономика — это ваш сосед, который открыл ларек по продаже сигарет. Это одноклассница, обучающая малышей английскому на дому. Это огромные заводы и маленькие павильоны с цветами.
И если говорят, что экономике плохо, это значит, что сигареты у вашего соседа стали продаваться хуже, а родители в целях экономии скачивают для школьников видеокурсы, а не отводят их к педагогам. Об этом Улук Кыдырбаев и рассказывает.
— Обычно, когда говорят про экономику в Кыргызстане, то подразумевают экологически чистое сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность, швейную отрасль. А вы сказали, что больше всего перспективен Бишкек. Меня это удивило.
— Да, Бишкек в этом плане самый перспективный. В чем суть? Наша столица — это финансовый и логистический центр, тут лучшие умы, ведь самые способные из регионов переезжают в Бишкек! А это как раз то, что нужно бизнесу.
Еще один аргумент не в пользу заводов: одни из самых успешных компаний — те, у которых нет собственных активов. Например, Uber. Это компания номер один в мире среди тех, кто оказывает услуги такси, но при этом у нее нет ни одного своего автомобиля.
Тот же Фейсбук — это просто площадка, где люди всего лишь обмениваются данными. Или вот еще пример — сайт по сдаче жилья в аренду Airbnb. У этой компании также нет ни отелей, ни квартир. Но у всех у них есть другое — они умеют продавать.
Поэтому я и говорю, что Бишкек идеально подходит для запуска подобных стартапов. Тут для этого есть все.
— Может, и есть все, но пока еще в столице не зародилось ни одного Uber, ни одного Airbnb…
— Не соглашусь! У нас огромное количество компаний, которые оказывают услуги такси. Даже по сравнению с ближайшими Алматы, Ташкентом, Душанбе. Где вы видели, чтобы там успешно конкурировало около 65 компаний?
А если бы в Бишкеке работала только одна служба такси? И этот бизнесмен вдруг решил бы поднять цену в два раза? Сейчас такое невозможно — конкуренция же! Можно сказать, мы живем в очень удобных условиях.
Это значит, что рынок развивается, компании держат себя в тонусе, потому что каждый раз кто-то придумывает что-то новое. Одно такси снижает стоимость посадки, другое делает более удобным заказ.
У нас достаточно сайтов, с помощью которых вы можете снять квартиру. Я не говорю, что тут все идеально, но в Бишкеке этим зернам бизнеса есть где прорасти.
— Вы говорите, что у нас в городе много такси. А еще много аптек, кофеен, салонов красоты, СТО, отелей… А я это вижу так: один человек открыл гостиницу, у него бизнес идет, люди приходят. Его сосед смотрит-смотрит, завидует-завидует, а потом берет и открывает еще одну гостиницу, причем на соседней улице. Но при этом поток клиентов не увеличивается, в итоге часть приезжих останавливается в старой гостинице, а часть — в новой. И получается, что работать стало невыгодно обоим.
— У нас бизнес открывают по двум принципам: первый — это подражание. То есть у человека есть деньги и ему надо, как у нас говорят, двигаться. Но при этом будущий бизнесмен из-за отсутствия опыта просто бездумно копирует соседа. Это безответственно! Риск должен быть хорошо просчитан, иначе вы быстро вылетите в трубу. Наверное, поэтому девять из десяти компаний "пролетают".
Второй пример. Представьте себе человека, который 15 лет проработал бухгалтером. Он все время копил деньги и в какой-то момент решил что-то изменить в своей жизни. Ну кризис среднего возраста случился! Он любит печь пирожки, пек их дочери на праздники в школу, и все близкие его булками охотно угощались.
И тут он пробует открыть свое маленькое дело: пирожки уходят влет! Бизнес пошел: через полгода его булки продаются уже во всех кофейнях. Он не полез в дело без знаний, а просто превратил то, что у него получается хорошо, в бизнес.
— Понятное дело, когда на рынок заходит крупная рыба, у которой есть деньги заказать исследование о рынке, о том, будет ли товар покупаться или нет, сможет ли компания "подвинуть" конкурентов. Но если мы говорим о человеке, который хочет открыть маленькую пекарню, чтобы печь пирожки, то как понять, сгорят ли вложенные денежки или шанс на успех все же есть?
— Это ложное представление, что сделать исследование рынка могут только какие-то дорогие консультанты. Нет!
Допустим, кто-то хочет научиться наращивать ресницы и принимать клиенток на дому. Я, кстати, недавно узнал, какое это дорогое удовольствие!
— Две тысячи сомов на три недели…
Я опрошу жену, ее подруг, своих знакомых, расспрошу соседок, куда они ходят, нужно ли им это. По крайней мере узнаю, есть ли спрос на эту услугу. На основании ответов начну думать, стоит ли туда лезть.
После этого я узнаю цены и поинтересуюсь, какая бы стоимость их устроила. Допустим, мой конкурент наращивает ресницы за тысячу сомов. Я бы спросил у клиентки, ушла бы она ко мне, если бы я предложил то же самое, но за восемьсот.
Она бы сказала, что из-за двухсот сомов мастера менять не станет. Тогда я согласился бы это делать за семьсот сомов. Она бы подумала: "Ага, 300 сомов — это уже хорошая экономия!". Это уже потенциальная цена.
Тогда я открою бизнес у себя на дому, естественно, взяв патент. А уже потом может зайти речь об открытии собственного салона. Вот такие бесплатные исследования каждый будущий предприниматель может провести сам!
— А что сейчас мешает бизнесу? У нас либеральное налоговое законодательство, и даже коррупция, которая есть, в какой-то мере способствует открытию бизнеса: легче получать всякие справки, решения принимаются быстрее, не то что в бюрократизированной Европе.
— Действительно, у нас хорошее законодательство, но есть же и человеческий фактор. Президент, министры, депутаты постоянно говорят о том, что надо развивать экономику. На совещаниях мы все прям на одной волне. Все классно, четко!
Но когда к какому-нибудь владельцу пекарни приходят рядовые чиновники с проверкой, то он понимает, насколько действия этих мелких госслужащих далеки от лозунгов властей.
Вопрос исполнения законов отдан на откуп чиновникам, которые могут повернуть его, как угодно. Они в состоянии сделать жизнь бизнесмена раем или адом.
Одно дело, когда вы даете взятку, чтобы какую-то процедуру оформили быстрее. И совсем другое, если от этих денег зависит, будет жить ваш бизнес или нет. Вот это страшно!
Иногда же человеку приходится платить для того, чтобы он выполнял свои прямые обязанности. То есть он и так должен это делать, но почему-то пока бизнесмен не заплатит денег, ничего двигаться не будет!
Это все касается малого бизнеса, тех людей, у которых нет доступа к услугам юриста, которые мало информированы. Когда к ним приходят чиновники и с ходу начинают обвинять, то бизнесмену остается лишь виновато стоять и прятать глаза.
Помните, как разговаривают сотрудники службы ДПС с водителями? Они сразу спрашивают: "Зачем нарушаем?". А может, и не нарушали? Но уже идет обвинение. У предпринимателей тоже так.
Не бывает такого, чтобы машину остановили и сотрудник ДПС сказал водителю: "Я заметил, что у вас левый поворотник не работает. Обязательно покажите машину мастеру". Нет такого!
А ведь сейчас не самые лучшие времена: кризис на дворе, бизнесу тяжело. Это я не надумываю, это реальность! Нет торговли, упало все, что может упасть. В прямом и переносном смысле.
И никто не сказал: "Ребят, да вам, наверное, сложно! Как помочь?". У нас декларируется, что надо развивать экономику. А что такое экономика? Это частные компании. И если говорят, что экономике плохо, значит, плохо у этих компаний. Значит, что-то идет не так.
Экономике плохо — это означает, что они не продают и не зарабатывают, не могут увеличить зарплату сотрудникам, не в состоянии уплатить налоги. Вот что значит плохо экономике! Это когда людей увольняют, а компании закрывают!
Мы говорим: "Надо создавать рабочие места!". А кто их создает? Министерство? Парламент? Нет. Рабочие места создают бизнесмены, и нужно, чтобы им было выгодно это делать.
В регионах ситуация еще более плачевная. Объясню на примере того же дэпээсника. В Бишкеке практически никто не выходит из автомобилей, если их остановили. Все сидят в машинах и ждут, включают камеру, готовятся. Такая гражданская позиция сразу просыпается!
В бизнесе тоже есть такая грамотность: у проверяющего сразу просят предписание, удостоверение. Помните вопрос: "Чё, грамотный, что ли?".
А в регионах ситуация не такая. Тот же дэпээсник, те же законы, но водитель, если его остановили, сразу выбегает из машины. Его спрашиваешь: "А зачем? Ты же по закону должен сидеть тут!". А тот отвечает: "Зачем ругаться?". Так и бизнес не хочет ни с кем конфликтовать.
Я не хочу давить на жалость, но экономике сегодня несладко. Наверное, такая картинка многих людей пугает, тем не менее находятся ребята, которые делают бизнес. Предприниматели — люди рисковые. Им главное — верить, что их бизнес-идея лучшая и действительно выстрелит.
— Но при этом процветает теневая экономика…
— Она не приносит государству никакой пользы. В бюджет никаких денег не попадает. Кроме того, из-за теневиков страдают добросовестные предприниматели.
Смотрите, мы до сих пор продолжаем собирать налоги по плану. Во всем мире прогнозируется доходная часть, но конкретной планки собрать столько-то налогов или таможенных платежей никто не ставит. Это только в постсоветских странах госорганам, не выполнившим план, делают какие-то выговоры. Нужно от этого отходить!
Разве налоговая виновата, если у бизнеса дела настолько плохи, что люди не могут налоги уплатить?
А теперь посмотрим на это со стороны налоговой службы: у нее есть план. Тех, кто в тени, она не видит. Их как бы не существует. И что в этом случае делают налоговая и другие службы, ответственные за пополнение бюджета? Они идут к официальным игрокам: а ну-ка, платите!
— А знаете, что я сейчас подумала? Что богатый и успешный бизнесмен вызывает у простых смертных всего две мысли: во-первых, что он не мог заработать все это честным путем. А во-вторых, чё б такого сделать, чтобы чуть-чуть (полностью) его обезжирить?
— У нас всех в анамнезе вот этот образ спекулянта, который мы принесли из 80-х. Более того, я часто выступаю перед школьниками и студентами и задаю им вопрос: "Кто такой бизнесмен?".
Мы привыкли всего к трем типам бизнесменов: первый зародился на заре 90-х, после распада СССР. Они построили состояние на том, что осталось от советской промышленности. Многих из них сейчас считают успешными предпринимателями, и слава Богу, что они есть.
Второй тип предпринимателей — люди, которые разбогатели за счет своих политических связей, имея доступ к госзаказам, льготным кредитам, государственным тендерам.
Третий тип — это молодежь 90-х, 2000-х, которая сделала себя сама. Очень многие стали заниматься в сферах, на тот момент непонятных, например, в IT.
Первые два типа и сформировали этот образ предпринимателя. Я всегда защищаю добросовестный бизнес. Благодаря ему у людей есть работа, платятся налоги, улучшается имидж страны. Меня радует, что молодые ребята сейчас активно занимаются тепличным бизнесом. И это делают не аксакалы, а двадцатилетние!
Когда слышишь такие истории, огонек веры в светлое будущее внутри тебя разгорается и ты веришь, что все будет хорошо.