Министерство экономики ранее заявило о возможности переноса излишних производственных мощностей Китая на территорию Кыргызстана. Корреспондент Sputnik Кыргызстан Таалайбек Ороскулов решил узнать все из первых уст, побеседовав с министром экономики Арзыбеком Кожошевым.
— Неужели 42 предприятия будут переданы Китаю?
— О чем вы. О передаче никто не говорит. Разговор идет о переносе заводов. Во время визита предыдущего премьера Темира Сариева в Китай у него с коллегой состоялся разговор о переносе лишних производственных мощностей в Кыргызстан. Премьер КНР Ли Кэцян предложил перенести производство из Китая на простаивающие заводы в нашей стране.
— Допустим, что тот же завод в Гуанчжоу по производству швейных машин или электроники будет вести производство где-нибудь в Токмоке или Кызыл-Кие. Но почему китайцы заинтересовались именно нами?
А интерес проявлен из-за того, что Кыргызстан является членом Евразийского экономического союза. А это многомиллионный рынок. Вот и все. К тому же у них наблюдается удорожание себестоимости производства — повышение зарплат, дорогая электроэнергия и так далее. А это в конечном счете влияет на цену товара.
В Кыргызстане же квалифицированная рабочая сила не может найти работу, а энергия очень дешевая. Так что если из 42 предприятий будет задействована только половина, то и это даст ощутимый прирост занятости населения и соответственно его благосостояния.
— Я уже представил себе, как рабочие тысячами идут к проходной завода Ленина. Реально ли это?
— Вполне. И не только Ленина, а и на Завод сверл, ЭВМ, кабельный завод в Каинды, на фабрики в Токмоке, в южном регионе. Всего мы представили 42 предприятия — как государственные, так и частные, которые простаивают из-за отсутствия инвесторов. Партнерство будет за счет частных вливаний, а это в свою очередь обеспечит быстрое решение вопросов без проволочек. Но здесь главное не это, а то, что кыргызская сторона не будет вкладывать ни копейки, кроме собственно площадей.
— Ага, и миллион китайских специалистов заполонит пустующие заводы.
— Неужели все так радужно, как вы описали?
— Ну, во-первых, это пока только в процессе переговоров. Во-вторых, здесь есть вопросы, которые требуют особенно тщательной проработки, экология например. Ведь не секрет, что одной из главных причин желания переноса заводов Китай называет проблемы, связанные с загазованностью воздуха или загрязнением воды.
И здесь мы поставили жесткие условия. Только при удовлетворении всех экологических норм будет ставиться вопрос о переносе того или иного предприятия.
Я понимаю беспокойство СМИ и кыргызстанцев. Горький опыт уже есть, так что смею заверить: экологическая чистота предприятий будет ставиться на первое место при обсуждении условий.
— Да, но есть еще одна проблема — пресловутая китайская экспансия. Не секрет, что китайские предприниматели готовы построить заводы, фабрики, завалить деньгами страну, а затем потихонечку перевести и часть населения, которая с удовольствием начнет осваивать новые территории.
К тому же, заключив брак с нашими гражданами, жители Поднебесной могут претендовать на получение нашего гражданства. Поэтому необходимо ужесточить и эту процедуру.
— У нас будут производства только по сборке чего-либо или все-таки планируются более серьезные предприятия? Ведь с "отверточными" фабриками мы уже сталкивались.
— В приоритете мощные энергоемкие производства, нам интересно производство тракторов, например, которых не хватает. Но все зависит от китайской стороны. Пока это только в проектах, конкретных примеров и сроков я назвать не могу.
— А вот iPhone собирать будут?
— Не знаю. Будем отбирать высокотехнологичные предприятия. Все может быть.