БИШКЕК, 4 авг — Sputnik. Лидер парламентской фракции "Кыргызстан" Канат Исаев разработал и вынес на общественное обсуждение законопроект о внесении поправок в Налоговый кодекс КР.
Согласно документу, будет увеличен налог на все легковые авто, а также фургоны и пикапы, сделанные на базе легковушек, рабочий объем двигателя которых превышает 4 000 кубических сантиметров.
Насколько вырастет ставка налога?
Размер налога высчитывается с каждого кубического сантиметра рабочего объема двигателя. Для авто "возрастом" до пяти лет предлагается повысить налог с 0,9 до 3 сомов, для машин до 10 лет — с 0,75 до 2,5 сома.
Почему?
В зарубежных странах для снижения негативного воздействия выхлопных газов установлены очень высокие ставки налога на авто с большим "движком". В Турции они доходят до 6 тысяч долларов, в Казахстане — в пересчете на сомы — до 90 тысяч.
Сколько платят сейчас?
Если сравнивать новые автомобили, то за машину с объемом двигателя более 2 000 кубических сантиметров платят 1 800 сомов. За 5 000 "кубиков" — около 4 500. Хотя выхлопных газов во втором случае выделяется в два-три раза больше, разница составляет всего 2700 сомов.
Сколько хотят выручить?
В республике зарегистрировано около 20 тысяч автомобилей, подпадающих под действие нового законопроекта. По мнению разработчиков, увеличение налога принесет в казну дополнительные 140-200 миллионов сомов. Эти средства можно направить на строительство автомобильных дорог, решение социальных вопросов и проблем здравоохранения.
Мнение водителей
Владелец Toyota Land Cruiser 200 (2012 года выпуска) Акрам Ташматов сначала сказал, что согласен платить увеличенный налог. Однако, умножив 4 600 (объем двигателя) на три (ставка), он получил 13,8 тысячи сомов вместо нынешних 4 140.
"Это много. Я готов к повышению налога, но согласен платить до 8 тысяч", — заявил Ташматов.
"Я — да и любой на моем месте — против такого новшества. Предлагают повысить налог как раз, когда кризис. Народу и так тяжело. Думаю, такой размер ставки не подходит для нашей страны. В конце концов, есть другие источники пополнения бюджета", — считает Маматов.
Эксперт
Бывший глава Государственной налоговой службы, депутат ЖК от фракции "Онугуу— Прогресс" Исхак Масалиев прокомментировал законопроект.
"Надо понимать, что средний класс не покупает машины с таким объемом двигателя. Их приобретают только бизнесмены, депутаты и министры. Если берут авто за 70-100 тысяч долларов, значит, и повышенный налог им по карману. В этом случае автомобиль не столько средство передвижения, сколько роскошь, а за нее надо платить", — отметил Масалиев.
Какие авто подпадают?
Ряд моделей марки Lexus (LX 570,LX 600 LS 500, LS 600), Toyota Sequoia, BMW X5, BMW 750 и другие. В Кыргызстане даже б/у варианты таких автомобилей стоят не меньше 20-25 тысяч долларов, новые — значительно дороже.