Урану Ахметову 36 лет, и он уже два месяца возглавляет одно из самых серьезных ведомств — Министерство юстиции. Молодой министр пока не привык давать интервью и говорить так, чтобы журналисты разбирали его речь на цитаты. Но и в приоритетах у него не публичная известность, а реальные действия. Например, если все пойдет, как задумано, скоро можно будет регистрировать юридическое лицо по Интернету. Классно же?
— Как изменилась ваша жизнь после назначения министром юстиции?
— Прежде всего сильно изменился распорядок дня, большую часть времени я провожу на работе. Сейчас у меня адаптационный период, когда я тщательно все изучаю. Из-за этого практически не вижу детей: ухожу — они еще спят, прихожу — уже спят.
— Вы довольно молодой руководитель, и логично предположить, что одержимы жаждой действий. А у ваших сотрудников такое же рабочее настроение?
— Необходимо поощрять идеи, чтобы специалист, который пришел в министерство с какими-то предложениями, понимал, что его мнение важно. Я хочу быть доступным для людей — готов слушать, обсуждать и применять. Понимаю, что зарплаты у госслужащих не самые высокие, но думаю, для человека, который заинтересован в своем деле, возможность воплотить идеи в жизнь все-таки важнее.
— Мы с вами какого-то идеального сотрудника обсуждаем!
— Я не заметил у подчиненных чувства обреченности. Мне кажется, люди верят в наше министерство.
— Будучи студентом Международного университета Кыргызстана, вы занимались организацией культурно-массовых мероприятий. Могли предположить, что спустя 16 лет займете пост министра юстиции?
— Вы стали министром практически сразу после возвращения из Японии, где учились. Как так?
— Перед отъездом в Японию я работал в отделе правового обеспечения аппарата президента. Однако 14-летнего опыта службы в нескольких министерствах мне было мало — хотелось получить больше теоретических знаний, совершенствоваться. Когда менялся состав правительства, на пост министра юстиции предложили мою кандидатуру.
— А как вы об этом узнали?
— В тот день меня пригласили к премьер-министру, мы долго разговаривали. Он рассказал о своих планах и о том, что видит меня на этом посту. Сначала я растерялся, задавался вопросом, справлюсь ли… Но теперь у меня есть четкое виденье того, как должно работать министерство, и я готов реализовать все свои идеи.
— Каким вы видите Минюст?
— Я хочу, чтобы гражданин, который обращается к нам за государственной услугой, например, зарегистрировать юридическое лицо, получил ее качественно, в срок и без лишней бюрократии.
— В Кыргызстане есть такая примета: если сменился глава ведомства, значит, скоро там грядут увольнения и на освобожденные места придут "свои" люди…
— Я пока не вижу оснований менять коллектив. Он очень монолитный. Надо менять процессы, а не людей.
— Еще одна важная тема — коррупция. С ней борются все. Как вы планируете победить мздоимство?
— Вы смотрели "Жарайт сити"?
— Да, мне очень нравится! Ребята — большие молодцы…
— Я вот к чему: там как-то была шутка, что Кыргызстан сможет победить коррупцию, только если узаконит ее. Шуточный вопрос, конечно, но если мы отовсюду уберем слово "коррупция", это будет означать, что мы ее победили?
— Ответ тоже должен быть шуточным или как?
— Как хотите.
— Мы все завидуем законопослушности европейцев. Даже в России водители теперь останавливаются строго на стоп-линии и пропускают пешеходов. Когда у нас так будет?
— К сожалению, мы ежедневно сталкиваемся с игнорированием законов и общепринятых норм поведения. Именно поэтому наше министерство разработало специальный документ — Концепцию повышения правовой культуры населения КР до 2020 года, а также план мероприятий по ее реализации. Мы планируем прививать кыргызстанцам правовую культуру с детства. Чтобы каждый ребенок, становясь полноценным гражданином, знал, что у него есть не только права, но и обязанности перед страной, обществом, в котором он живет.
Здесь важно и поведение самих чиновников. Скажем, если какой-нибудь влиятельный человек не будет размахивать перед патрульными милиционерами "корочкой", а будет ездить по правилам и вообще жить по закону, он станет примером для молодежи. Нужна и информационная пропаганда, она поможет снизить уровень правовой безграмотности. Еще в нашей стране очень часто и быстро меняются законы. Например, принимают какой-то закон и сразу вносят в него изменения. Граждане и госорганы только привыкают к новым правилам, а они уже меняются.
— У нас есть еще одна фишка: человек только приступил к исполнению своих обязанностей, а его уже кошмарят вопросом: "Ну что, где изменения?". Когда вас можно будет спросить об этом?
— Решение рабочих задач действительно требует длительного времени. За отведенный срок буду делать все возможное, чтобы мои усилия увенчались успехом.
— Зачем вам политика?
— Политика? Сейчас у меня только одна задача — работать динамично, чтобы улучшить деятельность вверенного министерства. Уверен, что это отразится на дальнейшем развитии всего государства.