Тянь-Шаньская путевка в небо войны

© Sputnik / Федор Левшин / Перейти в фотобанкСАМОЛЕТ ИЛ-2 АТАКА ВОВ
САМОЛЕТ ИЛ-2 АТАКА ВОВ - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Портал Sputnik продолжает публикации об истории Кыргызстана в годы войны. В статье, предлагаемой нашим читателям, рассказывается о выпускниках Одесской летной школы из города Фрунзе. Среди "желторотых" птенцов первого выпуска шагали пять будущих героев Советского Союза.

Уникальное для Великой Отечественной войны событие произошло в столице Киргизской ССР — Фрунзе — 5 февраля 1942 года. В этот день 67 выпускников Одесской школы пилотов прошли торжественным маршем перед фрунзенцами. Географической ошибки в сказанном нет. Созданное в начале 1941-го в Одессе летное военно-учебное заведение в ноябре 1941 года было переброшено во Фрунзе, получив здесь постоянную прописку.

Советские бойцы отдыхают между боями - Sputnik Кыргызстан
Когда побеждает слово
Промежуточным пунктом на пути следования "одесситов" стал Сталинград, в район которого первоначально перебазировалась школа из Одессы в первой половине июля 1941-го. К этому моменту летный состав на своих боевых машинах успел сразиться в небе над Одессой с немецкой авиацией, совершив к 5 июля 859 боевых вылетов. Прибыв в район Сталинграда, школа продолжила процесс обучения, одновременно выполняя боевые задачи и формируя новые подразделения и части для фронта. Из числа летчиков-инструкторов была сформирована авиаэскадрилья, а затем школа стала базой для формирования 651-го и 652-го истребительных авиационных полков, отличившихся в ходе Сталинградской битвы.

© Фото / ЦГА КФФД КРГруппа курсантов Фрунзенского аэроклуба.
Группа курсантов Фрунзенского аэроклуба.  - Sputnik Кыргызстан
Группа курсантов Фрунзенского аэроклуба.

После прибытия во Фрунзе в декабре 1941 года по апрель 1942-го Одесская школа пилотов приступила к налаживанию учебно-летной работы. Учебные эскадрильи разместились на территориях Кыргызстана и Казахстана. Штаб школы занял помещение медицинского училища во Фрунзе. В первую очередь была оборудована учебно-лабораторная база и возобновлены теоретические и практические занятия, последние отличались особой интенсивностью.

Авиационная техника — самолеты У-2 и И-15 — была передислоцирована из района Сталинграда вместе с личным составом железнодорожным транспортом.

В марте 1942 года школа передала эти машины во вновь формируемые авиаполки, получив взамен самолеты УТ-2 и УТИ-4. В ноябре 1942-го в Одесскую школу пилотов поступили современные самолеты Як-7Б и Як-7. 

© Фото / ЦГА КФФД КРПолеты курсантов Фрунзенского аэроклуба. 1941
Полеты курсантов Фрунзенского аэроклуба. 1941 - Sputnik Кыргызстан
Полеты курсантов Фрунзенского аэроклуба. 1941

Война перемалывала в своих жерновах людские судьбы, а фронт неустанно требовал пополнения в людях и технике — жестокое сражение с врагом шло на земле и в небе.

Как раз к указанной выше дате — 5 февраля 1942 года — завершился процесс обучения группы курсантов, набранных в начале 1941-го.

Накануне знаменательного события — 3 февраля — в Одесской школе пилотов был издан приказ №015, в котором говорилось: "Характерная особенность сегодняшнего выпуска состоит в том, что он является первым в истории нашей школы в условиях войны, когда все выпускники и командиры, не считаясь с личным временем, с большим напряжением работали над совершенствованием летных кадров. Все выпускники горели желанием скорее окончить курс обучения и отправиться на фронт, чтобы там, в боевых схватках, вложить лепту в дело разгрома германского фашизма. Сегодня ваша мечта сбылась". 

Выпускники школы — молодые пилоты — чеканили по центральной столичной площади, заявляя своей монолитностью и боевым видом готовность в небе сражаться с врагом. Примечательно, что в рядах марширующих шагали пять будущих героев Советского Союза. Гордость, переполнявшая эту пятерку, была не за будущую собственную славу, о ней они просто еще не догадывались, а от принадлежности к боевой когорте советских военных летчиков.

Владимир Иванович Ермолаев после окончания Одесской школы пилотов с сентября 1943 года участвовал в боевых действиях в должности летчика 735-го штурмового авиационного полка. Воевал на Степном, Втором и Первом украинских фронтах. Участвовал в освобождении Полтавы, битве за Днепр, в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях. За время войны совершил более 125 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. За мужество и героизм, проявленные в боях, указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945-го гвардии лейтенанту В.И.Ермолаеву присвоено звание Героя Советского Союза.

И вечный бой
Владимир Романович Жигунов после окончания Одесской школы пилотов с июля 1943 года воевал в составе Степного, Второго и Первого украинских фронтов, участвовал в освобождении Харькова, Полтавы, Кировограда, Львова, обеспечивал форсирование советскими войсками Днепра, Днестра, Прута. К январю 1945-го совершил 109 боевых вылетов на штурмовку железнодорожных эшелонов, аэродромов, скоплений войск противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 июня 1945 года.

Выпускник Одесской школы пилотов Николай Васильевич Стройков воевал на фронтах Великой Отечественной войны с мая 1943-го в составе 508-го истребительного авиационного полка. Сражался на Воронежском, Втором и Первом украинских фронтах, участвовал в войне с Японией. К 1 мая 1945 года гвардии старший лейтенант Н.В.Стройков произвел 245 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, сбил лично 16 и в составе группы 19 самолетов противника. С ноября 1950-го по февраль 1951-го принимал участие в вооруженном конфликте на территории Кореи. Звание Героя Советского Союза присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года.

Воспитанник Одесской школы пилотов Анатолий Михайлович Кобзев на фронте с июля 1943-го. К декабрю 1945 года гвардии младший лейтенант А.М.Кобзев командовал звеном 140-го гвардейского штурмового авиаполка восьмой гвардейской штурмовой авиадивизии второй воздушной армии Первого украинского фронта.

За время участия в боях он совершил 120 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, уничтожив в общей сложности 13 танков и бронетранспортеров, 37 автомашин, 23 повозки, три артиллерийские и две зенитные батареи, пять складов. 9 декабря 1944-го под польским городом Пшедбужем Кобзев был сбит. Похоронен на воинском кладбище в населенном пункте Лубийце Тарнобжегского воеводства Польши. Звание Героя Советского Союза Анатолию Кобзеву было присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года посмертно.

Завершив обучение в Одесской школе пилотов в феврале 1942-го, Николай Алексеевич Васин на фронте оказался в сентябре 1943 года. Принимал участие в боях на Западном и Втором белорусском фронтах. К октябрю 1944-го лейтенант Н.А.Васин командовал звеном 62-го штурмового авиаполка 233-й штурмовой авиадивизии четвертой воздушной армии Второго белорусского фронта. К тому времени он совершил 117 боевых вылетов, в ходе которых уничтожил 15 танков, 76 автомашин, 33 орудия артиллерии и ПВО, 50 вагонов, два склада с боеприпасами и топливом, около 40 вражеских солдат и офицеров. Принимал участие в освобождении Орши, Витебска, Могилева, Минска, Гродно в ходе Белорусской операции 1944 года.

15 октября 1944-го лейтенант Николай Васин погиб при выполнении боевого задания. Согласно официальным документам, его самолет был сбит и упал в 6 километрах к юго-западу от польского населенного пункта Макув. По другим данным, самолет был подбит зенитным огнем в ходе произведения им штурмовки танковой колонны противника, и летчик направил на нее горящую машину.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за "образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм" лейтенант Николай Васин посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Алексей Петрович Феоктистов окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов летом 1942-го. В боях на фронтах Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Воевал на Воронежском, Первом и Втором украинских фронтах. Участвовал в освобождении Богодухова, Ахтырки, Сум, Харькова, Полтавы, Житомира, Бердичева, Винницы, Каменец-Подольска. Отличился в заключительных боях по освобождению от фашизма Чехословакии.

© Sputnik / Евгений Копыт / Перейти в фотобанкДНЕПР ФОРСИРОВАНИЕ ВОВ
ДНЕПР ФОРСИРОВАНИЕ ВОВ - Sputnik Кыргызстан
ДНЕПР ФОРСИРОВАНИЕ ВОВ

В дни боев по форсированию Днепра, расширению плацдарма на его правобережье и освобождению Киева лейтенант Алексей Феоктистов совершал по четыре-пять боевых вылетов в день, упорно прорываясь к цели и уничтожая технику и живую силу противника.

6 ноября 1943 года при выполнении боевого задания его самолет был подбит. Летчику удалось, отразив атаку вражеской авиации, перелететь линию фронта и посадить самолет на территории, занятой советскими войсками.

К январю 1945-го старший летчик 809-го штурмового авиационного полка лейтенант А.П.Феоктистов совершил 137 боевых вылетов на бомбардировку немецких войск.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Алексею Феоктистову присвоено звание Героя Советского Союза.

Это были удивительные люди, жившие и сражавшиеся в грозное время, которых объединяли горячая и беззаветная любовь к Родине, мужество и преданность небу. Эту путевку они получили над Тянь-Шанем.

Лента новостей
0