Ровно 70 лет назад Красная Армия начала штурм Берлина. Операция продолжалась по 2 мая.
27 апреля 1945 года Илья Эренбург писал: "Легко сейчас писать, легче, чем в октябре 41-го; ведь если горе молчаливо, то радость не скупится на слова. А в наших сердцах великая радость — трагедия XX века подходит к концу: мы в Берлине!
Немецкие войска защищали логово зла с отчаянием, но сопротивление было бесполезным. Берлин пал, а через несколько дней наступил долгожданный мир.
В июне 1945 года в президиум Верховного Совета Киргизской ССР поступило письмо от командира войсковой части 43713, Героя Советского Союза, гвардии майора Георгия Дикуна.
Легендарный войсковой разведчик с упреком сообщал, что за три года его подчиненный Хашимжан Самиев не получил ни одного бюллетеня Верховного Совета в то время, как он интересуется жизнью родной республики и работой ее главного законодательного органа. Для этого, писал боевой офицер, у интересующегося есть право, ведь он депутат кыргызского парламента, законно избранный в 1938-м. И ничего, что депутат не участвовал в работе Верховного Совета, имелись у Самиева особые обстоятельства — все время своего отсутствия он защищал своих избирателей на полях сражений Великой Отечественной войны.
И как бы оправдывая подчиненного, командир полка сообщил, что в составе его воинской части гвардии младший сержант Самиев освобождал Польшу, Германию, и "за отличные боевые действия товарищ Самиев получил 14 благодарностей от верховного главнокомандующего товарища Сталина. Награжден орденом Славы, медалью "За отвагу" и представлен к награждению орденом Отечественной войны".
Орден Отечественной войны Самиеву не дали, а наградили вторым орденом Славы, как бы подчеркнули — ратный подвиг заслуживает особого внимания. До полного кавалера ордена Славы Хашимжан Самиев "не дотянул" — война закончилась. Хотя боевой дух позволял.
Георгий Васильевич Дикун — фигура весьма колоритная и легендарная, запомнившаяся яркими, дерзкими ратными делами. Например, в январе 1945 года подразделения под командованием Дикуна совершили стремительный 200-километровый рейд по тылам врага на территории Германии. Разведчики сеяли панику среди войск противника, нарушали его коммуникации. Внезапным ударом захватили город Накель (Накло — Л.С.), в упорном бою удержали плацдарм на западном берегу реки Натце и мосты через нее до подхода главных сил. Очередной марш-бросок в 40 километров привел к захвату 23 января с ходу города Мротшена (Мроча — Л.С.), где были освобождены более 200 узников концлагеря. После захвата города Шнейдемюля участники боевого рейда по немецким тылам, несмотря на сложную обстановку и ранение командира, сумели прорвать вражеское кольцо. 26 января разведчики соединились с наступающими советскими частями. За семь дней боев они уничтожили более тысячи фашистов и много вражеской техники.
20 января 1945-го он уже заместитель командира пулеметного расчета пятого отдельного гвардейского Варшавско-Берлинского мотоциклетного разведывательного полка. Проводя разведку отступающей группировки противника из города Сахачева, силами своего пулеметного расчета организовал засаду в районе деревни Папортня и, подпустив на близкое расстояние немецкую колонну, огнем из пулемета уничтожил до 40 гитлеровцев и поджег три автомашины с грузом.
Участвуя в боях за Берлин с 29 апреля по 3 мая 1945 года, Самиев пополнил число уничтоженных врагов. Уничтожение им 20 гитлеровцев, расчета двух огневых точек и шести фаустников позволило подразделениям полка успешно выполнить боевую задачу.
Взятие Берлина стало самым главным результатом депутатской деятельности на фронте Хашимжана Самиева. Штурмуя столицу фашистской Германии, депутат помнил пожелания своих избирателей — дойти до фашистского логова и разгромить его. Свои обязательства он выполнил, о чем написал на стенах Рейхстага!
А майор Дикун письмо, адресованное в Верховный Совет Киргизской ССР, заканчивал просьбой сообщить о дате проведения очередной сессии, потому как настало время депутату заняться мирными делами.