Координатор церемонии открытия и закрытия Всемирных игр кочевников Дарика Асылбашева призналась, что полутора месяцев ей не хватило, чтобы отдохнуть от всей этой суеты. Уж слишком много ответственности и треволнений было в этот раз.
— Перед Всемирными играми кочевников что в первый, что во второй раз вся страна потирала ручки и гадала: справятся — не справятся?
— Да, это было тяжело! Особенно в первый раз. Подготовка к ним началась с черного пиара. Журналисты одного издания посвятили мне 20 минут эфирного времени. Кто такая? Что за выскочка? Почему именно я выиграла тендер?
Корреспонденты скачали мои фотографии с Фейсбука, выдрали фразы из моих сообщений. Вот так я прославилась на весь Кыргызстан.
— А действительно, почему именно вы выиграли тендер? Как вам это удалось?
— Меня пригласил режиссер Эрик Ибраев. Он готовился к этому полгода, написал весь проект, сценарий. Мы подключились в самом конце, он нас привлек к разработке логистики.
Мы подготовили все документы, но в итоге тендер не состоялся: никто, кроме нас, не подал заявку.
— Представляю, какое давление вам пришлось ощутить…
— Даже знакомые делились новостью о вырубленной ради расширения дороги аллее Раппопорта и чуть ли не открытым текстом обвиняли в этом меня. Было очень обидно!
Первое время я хотела всем ответить, а потом стала какой-то толстокожей. Иммунитет появился. Успокаивала себя мыслью: "Ничего, зато потом вы увидите!".
Как оказалось, потом эти же люди так же активно репостили новости с открытия ВИК и писали, как гордятся тем, что живут в Кыргызстане.
— А что во время Игр могло пойти не так? Чего вы опасались больше всего?
— Конечно, погодных условий. Во время первых Игр мы смотрели прогноз погоды за три месяца до мероприятия, синоптики обещали солнышко. Однако за месяц грянули ливни.
Мы работаем на открытой площадке, где под ногами глина. Во время дождя она превращается в липучую грязь. По ней не то что танцевать — ходить невозможно! А там должны были выступать шестьсот человек!
Во-вторых, я переживала, что просто не хватит мощности на всю ту аппаратуру, которую мы использовали. Боялась, что в разгаре мероприятия просто отключится свет.
Конечно, мы подстраховались, установили дополнительные генераторы.
— А что было самым трудным?
— Самая большая проблема — это работа с государственными органами.
— А как же административный ресурс? Казалось бы, спустили сверху приказы, и все…
Летом это вообще катастрофа — все в отпуске! Начинаешь работать с одним человеком, а он уходит отдыхать, потом с другим — и он тоже уходит. А отозвать уже не можем.
Даже если есть приказ или, как говорят, протокольное поручение, не факт, что это будет выполнено. У нас есть такие чиновники, которые устроили для себя отдельное государство. Им начальство не указ.
— Было такое, что руки опускались и вы подумывали бросить все?
— Когда отвечаешь за три тысячи человек, всегда сложно. В первый же день на Иссык-Куле у каждого третьего началась диарея — так организмы привыкали к новому месту. Постоянно происходили какие-то мелкие неприятности.
Во время вторых Игр очень много усилий потребовалось на то, чтобы собрать 1 000 комузистов. Нам изначально говорили, что летом это сделать невозможно, так как все на каникулах, что комузисты в принципе вот так массово не играют, что получится несинхронно.
Да, руки опускались. Многие музыканты из столицы отказывались приезжать: "У нас каникулы. До свидания!". На помощь пришла глубинка. Собирали всех комузистов: детей, взрослых, пожилых…
Тут и пригодился административный ресурс. Айыл окмоту снабжали автобусами. Комузистов везли всеми правдами-неправдами со всех регионов страны.
Но перед нами стояла задача удивить мир, поднять дух Кыргызстана. И мы этого добились. Я сама не ожидала, что эти 2 минуты 20 секунд игры произведут такой фурор.
— А были идеи, которым не суждено было воплотиться в жизнь?
— Мы очень хотели привезти мировых звезд, которые бы подходили по формату. Думали пригласить Шакиру или Дженнифер Лопес. Но нам не хватило денег.
— А что, очень дорого?
— У них гонорар — по полмиллиона, но помимо этого есть бешеный технический райдер, который мы бы не смогли осилить.
— Зато со Стивеном Сигалом получилось!
— Он приехал сюда бесплатно. Стивену было очень интересно. Вы не представляете, с каким вниманием он следил за действом! Актер подошел к делу ответственно, готовился.
Был такой забавный случай: его инструктировал наш каскадер, такой невысокий парень, даже хилый. Сигал посмотрел на него сверху вниз: "Это ваш главный каскадер?". Я ему объяснила, что парень родился в седле и у него с лошадью стопроцентный контакт.
Насколько я знаю, он уехал очень довольный. Да Стивен и сам по себе очень умиротворенный и миролюбивый человек, без намека на звездность.
— Много вопросов было и относительно финансирования. Многие говорили, что такую сумму лучше потратить на что-то более понятное: здравоохранение или образование.
— Это не я решала, куда тратить деньги. Но я международник, и у меня есть мнение, что такие мероприятия нужно устраивать. Когда мы говорим о месте Кыргызстана на мировой арене, это важно. Пусть мы будем ассоциироваться не с двумя революциями, а с Играми кочевников.
Эти деньги не ушли в неизвестность, они пошли сюда же, в Кыргызстан. Мы платили гонорары артистам, у которых не самая большая зарплата. Костюмы им шили наши умельцы. Иссыккульцы неплохо на этом заработали, ремесленники, которые продавали свои изделия на местной ярмарке.
Насчет бюджета… Все познается в сравнении. Взять, к примеру, Азиатские игры, которые проводились в Астане. Там гонорар только продюсерскому центру Игоря Крутого составил 200 миллионов долларов.
С нами работали 3 тысячи человек, которых мы три недели фестивалили на Иссык-Куле.
Посчитайте, сколько вы тратите за две недели отдыха на Иссык-Куле, и умножьте это во много-много раз.
— Бытует стереотип, что человек, который выиграл право проводить такое крупное мероприятие, зарабатывает столько, что всю оставшуюся жизнь может жить припеваючи. Это правда?
— Не скажу, что это такие деньги, которые позволяют нам лечь на бочок и сказать: "Мы больше не будем работать".
— Вы сказали, что привлекали только кыргызстанских артистов. Не было сомнений: справятся — не справятся?
— Конечно не было! У меня есть опыт. Я никогда не сомневалась в потенциале наших.
Такие люди, как Атай Омурзаков, Жан Воинов, команда КВН "Азия-MIX", Жийдеш Идрисова, доказали, что наш потенциал огромен. Я с ними работала, знаю, как они поднимались. Мы даже без условий можем пробить себе дорогу.
— А что, условия были совсем скромные? Казалось бы, стоит выложить ролик в YouTube, и все — наутро ты звезда.
— Это сейчас, а тогда такого не было. У Атая не было даже преподавателя по танцам. Он учился по Интернету, который в Караколе был о-о-о-очень слабым.
Жийдеш Идрисова полностью сделала себя сама. "Азия-MIX" — одна из немногих команд, которые не покупают шутки, а пишут их сами. Я знаю, что они стопроцентно готовят свои номера самостоятельно, это полностью их труд.
Да, сейчас можно снять видео, выложить в YouTube и прославиться. Но если нет таланта, ни один YouTube тебе не поможет.
— Но с деньгами пробиваться всегда легче. А сколько нужно потратить ради славы?
Но он очень скромный, никогда об этом не говорит. Вы знали, что Атай был лицом швейцарской часовой фирмы в Чехии? А еще он представлял там компанию по продвижению новой модели Hyundai. Представляете? Кыргыз в Европе представляет новые модели мировых брендов! Тут об этом никто не знает!
Когда Атай выиграл в Чехии свои первые деньги, то он не потратил их на квартиру или машину. Он вложил все до копейки в огромный фестиваль "Я — танцор!". Благодаря этому проекту о наших танцорах узнал весь мир. Это я стопроцентно могу сказать.
Это был очень грамотный пиар-ход. Я лично вела переговоры с зарубежными именитыми танцорами. Сразу скажу, что они соглашались приехать к нам не сразу — боялись. Ну это был 2012 год. Они говорили: "Мы гуглим Кыргызстан, и выходит "революция!". Думали, что у нас тут до сих пор война! Многие поэтому отказывались.
Мне нравится мышление Атая. Он говорит: "А давайте вот этого пригласим?". "Он же к нам не приедет!" — отвечаю. Он удивляется: "Почему? Приедет! Давайте разговаривать!". И вот мы переписывались по полгода, рассказывали про нашу страну.
— Вернемся к Играм кочевников. Вы лучше остальных знаете, какие огрехи были допущены. Что в мероприятии вам не понравилось?
— Меня, конечно, убьют за это высказывание, но мне совершенно не понравилось, как нас сняли. Надо понимать, что это была прямая трансляция, но не было нужных кадров, того, что мы так хотели показать.
Мы всей командой посмотрели эфир и сидели в шоке. Конечно, у режиссера трансляции свое видение. Но у нас были очень богатые, чуть ли не исторические костюмы, а это осталось за кадром.
— Как бы вы провели Всемирные игры кочевников в 2024 году, если бы вас никто не стал ограничивать в средствах и времени?
— Я, конечно, об этом не думала. Не знаю, будем ли мы работать над Играми к тому времени. Я бы использовала весь наш потенциал. Это были бы тысячи всадников, 5 тысяч комузистов. Все-таки массовые вещи людям очень нравятся.
Мы бы просто сделали все масштабнее. Я бы построила огромную концертную площадку-амфитеатр, которая может сделать мероприятие еще богаче.
Хотела бы привлечь мировых звезд, это всегда стопроцентный успех. Стоило Стивену Сигалу две минуты побыть на сцене, как о нас заговорил весь мир!
— Возможно, тогда и гонорары у Шакиры и Дженнифер Лопес станут скромнее…
— Надеюсь! Мы воспользуемся случаем и тогда уж точно их привезем.