00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
2 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
3 мин
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Обидно, что Adidas просто так использовал мою идею, — нарынский дизайнер

© Sputnik / Табылды КадырбековКыргызстанский дизайнер Марсель Шейшенов из агентства I-Media Creative Bureau во время интервью на радио Sputnik Кыргызстан.
Кыргызстанский дизайнер Марсель Шейшенов из агентства I-Media Creative Bureau во время интервью на радио Sputnik Кыргызстан. - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Я бы рассказала, для каких компаний рисовал логотипы дизайнер Марсель Шейшенов, но не могу, ибо это реклама. Вам остается верить мне на слово: он реально крут.

Зуб даю, что вы хоть раз видели его работы. Например, когда включали телевизор или выбирали мороженое. Корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева узнала, как покупка одной книги в Интернете позволила соотечественнику научиться зарабатывать на жизнь.

— Как вам логотип Sputnik? 

— Мне кажется, он не очень удобный: немного колючий, агрессивный, динамичный, это хорошо. Но такое написание букв использовали в 90-х.

— А цвета — оранжевый и черный?

— Хорошие, контрастные. Такой желтый, ближе к оранжевому, смотрится активно.

© Sputnik / Табылды КадырбековМарсель Шейшенов: ко мне идеи обычно приходят, когда я беру простой карандаш и лист бумаги. Сначала рисую ассоциации, а потом рождается идея
Кыргызстанский графический дизайнер Марсель Шейшенов - Sputnik Кыргызстан
Марсель Шейшенов: ко мне идеи обычно приходят, когда я беру простой карандаш и лист бумаги. Сначала рисую ассоциации, а потом рождается идея

— Для вас логотипы СМИ — это не что-то новое. Вы разработали символ главного телеканала страны — КТРК. Как это было?

— Проходил открытый конкурс среди дизайнеров, и я решил поучаствовать. Ко мне идеи обычно приходят, когда я беру простой карандаш и лист бумаги. Сначала рисую ассоциации, а потом рождается идея.

Мне не хотелось, чтобы лого КТРК было в национальных узорах. Их и так часто используют не по назначению. Я хотел взять за основу другой символ страны и выбрал юрту. Это ведь так просто: люди собираются всей семьей в юрте и общаются, делятся новостями, смотрят телевизор. 

© Фото / Марсель ШейшеновЛоготип КТРК
Логотип КТРК - Sputnik Кыргызстан
Логотип КТРК

— А где вы этому всему учились?

Графический дизайнер Кыргызстана Алексей Лысогоров. - Sputnik Кыргызстан
Бишкекский дизайнер: времена стиля "дорого-бохато" проходят
— Я самоучка. По образованию инженер, отучился в Турции во французско-турецком лицее. Именно в студенческое время влюбился в компьютеры. 

Тогда найти информацию о графическом дизайне было нереально. Я заказал себе с Amazon четыре обучающие книжки. 

Сначала рисовал для себя, ради удовольствия. Потом это потихоньку переросло в работу.

— Насколько в Кыргызстане востребованы дизайнеры? У нас ведь владельцы компаний сами себе дизайнеры, сами себе копирайтеры. 

— Сейчас спрос на качественный дизайн возрос. Многие хотят, чтобы все было на профессиональном уровне. 

Я не иду на компромисс с заказчиками, потому что в каждый проект вкладываю душу. В 90 процентах случаев делаю только один вариант логотипа, и в 90 процентах случаев заказчику он нравится. 

© Sputnik / Табылды КадырбековМарсель Шейшенов: я не иду на компромисс с заказчиками, потому что в каждый проект вкладываю душу. В 90 процентах случаев делаю только один вариант логотипа, и в 90 процентах случаев заказчику он нравится
Кыргызстанский графический дизайнер Марсель Шейшенов - Sputnik Кыргызстан
Марсель Шейшенов: я не иду на компромисс с заказчиками, потому что в каждый проект вкладываю душу. В 90 процентах случаев делаю только один вариант логотипа, и в 90 процентах случаев заказчику он нравится

— А если сработаться не удалось, то что насчет денег?

— В начале работы мы просим треть от суммы заказа в качестве предоплаты. Даже если дизайн не понравится, задаток не возвращаем.

Иногда бывает, что человек экономит: критикует логотип, отказывается платить, а потом начинает использовать его. Как правило, это небольшие компании.

— Сколько вам нужно времени, чтобы нарисовать один логотип?

— Иногда идея рождается сразу. Тогда на это потребуется всего день работы. Но в среднем уходит неделя-две — придумать что-то новенькое непросто. Хочется работать так, чтобы не было стыдно. 

— У многих мировых брендов очень простые логотипы, которые может нарисовать даже ребенок. Например, Pepsi, Chanel, McDonald's. Это специально, да?

— Все гениальное просто. Минимальными средствами показать что-то очень сложно, но иногда такие решения гениальны. Мне очень нравится логотип Nike. Вот эта их фирменная улыбка. Она стремительная, динамичная, дерзкая. 

© Фото / Марсель ШейшеновЛоготип "Bishkek"
Логотип Bishkek - Sputnik Кыргызстан
Логотип "Bishkek"

— Чего не хватает дизайну в Кыргызстане?

— У нас до сих пор советский менталитет. Многие клиенты хотят, чтобы богато, чтобы золото. Хотят корон, слово "Империя". Но те, кто обращается за логотипами ко мне, скорее за современные решения и спокойные цвета.

Работы участников DESIGN CUP 2016 - Sputnik Кыргызстан
Брюс Ли кыргызстанского дизайнера — лучшая работа на международном конкурсе
— Бытует стереотип, что для салона красоты лучше всего подойдут розовые оттенки, для радио — оранжевые, а для овощного магазина — зеленые. Вы согласны с этим или это уже считается банальным?

— Есть такое, но люди больше доверяют привычному, особенно если это касается продуктов питания.

Но если желание выделиться и креатив — это фишка клиента, мы готовы сделать что-то "дикое". Например, черную упаковку для молока. 

— Раз уж вы сами заговорили про молоко, хочется вспомнить, как вы создали классный дизайн бутылки для молока, а потом оказалось, что у кого-то до вас была похожая работа. Многочисленные пользователи соцсетей тут же обвинили вас в плагиате. 

— Между плагиатом и неплагиатом очень тонкая грань. У дизайнеров есть какие-то общие приемы. До этого я разрабатывал логотип для кофейни, там также была тема похищения тарелкой кофейного зернышка.

А потом я подумал: а почему бы не нарисовать вместо зерна корову? Это отсылка к распространенной американской легенде, которая берет начало в 1870-х. Один фермер рассказал выдуманную историю о похищении НЛО коровы. Об этом печатали в газетах.

© Фото / Марсель ШейшеновКонцепт упаковки молока "Molocow"
Концепт упаковки молока Molocow - Sputnik Кыргызстан
Концепт упаковки молока "Molocow"

Мы взяли за основу ту историю. Не согласен насчет плагиата. Я даже не мог знать, что где-то есть похожий концепт: он был опубликован на закрытом форуме российских дизайнеров. Можно проверить, было ли там посещение из Кыргызстана с моего компьютера. 

— Случалось ли, что кто-то крал идеи у вас? 

— Есть такой "Фейкстиваль" — фестиваль фейков. Это когда дизайнеры собираются и делают рекламу, постеры, логотипы для конкурса, а не для заказчика. 

В 2010 году мы решили поучаствовать. Я как-то ехал в маршрутке и увидел магазин "Adidas". Стал повторять про себя: "A-di-das", "Adi-das", "Adi does!". Adi does — Ади делает. 

Это такой троллинг Nike, который предлагает "Just do it!" ("Просто сделай это!"). А Аdi и сам может сделать. Я подал работу и попал в число финалистов. Про нас написал Adme. Через год звонит друг и говорит: "Я стою в магазине Adidas, и тут висят футболки, толстовки с надписью "Adi does". 

© Фото / Марсель ШейшеновНадпись "Some suggest just to do it, Adi does!" придуманный дизайнером Марселем Шейшеновым для Adidas
Надпись Some suggest just to do it, Adi does! придуманный дизайнером Марселем Шейшеновым для Adidas - Sputnik Кыргызстан
Надпись "Some suggest just to do it, Adi does!" придуманный дизайнером Марселем Шейшеновым для Adidas

Я очень удивился, потому что в свое время выслал пяти менеджерам компании письмо с работой и предложил сотрудничать. Только один из них ответил: "Nice!" ("Мило!" — Прим. ред.).

Я снова написал туда письмо, со мной связалась юрист, пообещала рассмотреть это дело. Через месяц я поинтересовался, есть ли продвижение. Она ответила, что разбирается по этому вопросу с коллегами из России и Украины. Как-то они убедили ее, что это была их идея…

— Да уж, обидно! В вашей профессии можно хорошо зарабатывать?

— Да, вполне неплохо.

— В чем вы лучше других?

— Дизайн может брать качеством, а может и идеей. Я люблю брать последней. 

Лента новостей
0