Зуб даю, что вы хоть раз видели его работы. Например, когда включали телевизор или выбирали мороженое. Корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева узнала, как покупка одной книги в Интернете позволила соотечественнику научиться зарабатывать на жизнь.
— Как вам логотип Sputnik?
— Мне кажется, он не очень удобный: немного колючий, агрессивный, динамичный, это хорошо. Но такое написание букв использовали в 90-х.
— А цвета — оранжевый и черный?
— Хорошие, контрастные. Такой желтый, ближе к оранжевому, смотрится активно.
— Для вас логотипы СМИ — это не что-то новое. Вы разработали символ главного телеканала страны — КТРК. Как это было?
— Проходил открытый конкурс среди дизайнеров, и я решил поучаствовать. Ко мне идеи обычно приходят, когда я беру простой карандаш и лист бумаги. Сначала рисую ассоциации, а потом рождается идея.
Мне не хотелось, чтобы лого КТРК было в национальных узорах. Их и так часто используют не по назначению. Я хотел взять за основу другой символ страны и выбрал юрту. Это ведь так просто: люди собираются всей семьей в юрте и общаются, делятся новостями, смотрят телевизор.
— А где вы этому всему учились?
Тогда найти информацию о графическом дизайне было нереально. Я заказал себе с Amazon четыре обучающие книжки.
Сначала рисовал для себя, ради удовольствия. Потом это потихоньку переросло в работу.
— Насколько в Кыргызстане востребованы дизайнеры? У нас ведь владельцы компаний сами себе дизайнеры, сами себе копирайтеры.
— Сейчас спрос на качественный дизайн возрос. Многие хотят, чтобы все было на профессиональном уровне.
Я не иду на компромисс с заказчиками, потому что в каждый проект вкладываю душу. В 90 процентах случаев делаю только один вариант логотипа, и в 90 процентах случаев заказчику он нравится.
— А если сработаться не удалось, то что насчет денег?
— В начале работы мы просим треть от суммы заказа в качестве предоплаты. Даже если дизайн не понравится, задаток не возвращаем.
Иногда бывает, что человек экономит: критикует логотип, отказывается платить, а потом начинает использовать его. Как правило, это небольшие компании.
— Сколько вам нужно времени, чтобы нарисовать один логотип?
— Иногда идея рождается сразу. Тогда на это потребуется всего день работы. Но в среднем уходит неделя-две — придумать что-то новенькое непросто. Хочется работать так, чтобы не было стыдно.
— У многих мировых брендов очень простые логотипы, которые может нарисовать даже ребенок. Например, Pepsi, Chanel, McDonald's. Это специально, да?
— Все гениальное просто. Минимальными средствами показать что-то очень сложно, но иногда такие решения гениальны. Мне очень нравится логотип Nike. Вот эта их фирменная улыбка. Она стремительная, динамичная, дерзкая.
— Чего не хватает дизайну в Кыргызстане?
— У нас до сих пор советский менталитет. Многие клиенты хотят, чтобы богато, чтобы золото. Хотят корон, слово "Империя". Но те, кто обращается за логотипами ко мне, скорее за современные решения и спокойные цвета.
— Есть такое, но люди больше доверяют привычному, особенно если это касается продуктов питания.
Но если желание выделиться и креатив — это фишка клиента, мы готовы сделать что-то "дикое". Например, черную упаковку для молока.
— Раз уж вы сами заговорили про молоко, хочется вспомнить, как вы создали классный дизайн бутылки для молока, а потом оказалось, что у кого-то до вас была похожая работа. Многочисленные пользователи соцсетей тут же обвинили вас в плагиате.
— Между плагиатом и неплагиатом очень тонкая грань. У дизайнеров есть какие-то общие приемы. До этого я разрабатывал логотип для кофейни, там также была тема похищения тарелкой кофейного зернышка.
А потом я подумал: а почему бы не нарисовать вместо зерна корову? Это отсылка к распространенной американской легенде, которая берет начало в 1870-х. Один фермер рассказал выдуманную историю о похищении НЛО коровы. Об этом печатали в газетах.
Мы взяли за основу ту историю. Не согласен насчет плагиата. Я даже не мог знать, что где-то есть похожий концепт: он был опубликован на закрытом форуме российских дизайнеров. Можно проверить, было ли там посещение из Кыргызстана с моего компьютера.
— Случалось ли, что кто-то крал идеи у вас?
— Есть такой "Фейкстиваль" — фестиваль фейков. Это когда дизайнеры собираются и делают рекламу, постеры, логотипы для конкурса, а не для заказчика.
В 2010 году мы решили поучаствовать. Я как-то ехал в маршрутке и увидел магазин "Adidas". Стал повторять про себя: "A-di-das", "Adi-das", "Adi does!". Adi does — Ади делает.
Это такой троллинг Nike, который предлагает "Just do it!" ("Просто сделай это!"). А Аdi и сам может сделать. Я подал работу и попал в число финалистов. Про нас написал Adme. Через год звонит друг и говорит: "Я стою в магазине Adidas, и тут висят футболки, толстовки с надписью "Adi does".
Я очень удивился, потому что в свое время выслал пяти менеджерам компании письмо с работой и предложил сотрудничать. Только один из них ответил: "Nice!" ("Мило!" — Прим. ред.).
Я снова написал туда письмо, со мной связалась юрист, пообещала рассмотреть это дело. Через месяц я поинтересовался, есть ли продвижение. Она ответила, что разбирается по этому вопросу с коллегами из России и Украины. Как-то они убедили ее, что это была их идея…
— Да уж, обидно! В вашей профессии можно хорошо зарабатывать?
— Да, вполне неплохо.
— В чем вы лучше других?
— Дизайн может брать качеством, а может и идеей. Я люблю брать последней.