В 2015-м о Тео Джиошвили и об ее отчаянном одиночном путешествии по Сирии написали британские СМИ, в том числе BBC и Daily Mail, а фотографии Пальмиры опубликовали на сайтах ЮНЕСКО и National Geographic.
Тео: Меня всегда вдохновлял Ближний Восток своей культурой и историей, древними памятниками и миксом национальностей и религий. К примеру, гуляя по Дамаску, можно увидеть, как совсем рядом друг с другом стоят мечеть, церковь и синагога. Или Иерусалим с его важнейшими для каждого верующего святынями, где смешались краски всего древнего мира. А лица людей — это просто находка для фотографа. Но знаешь, когда собираешься в Сирию, очень сложно найти попутчиков. Тогда я просто собрала рюкзак, помахала семье и друзьям и впервые отправилась в путешествие одна.
А на следующий день мне уже ставили штамп сирийской визы в паспорте. Возможно, это был опрометчивый поступок, но я уверена, что эта поездка изменила мою жизнь навсегда.
Тео:Я и не представляла тогда, что это могли быть настолько важные фотографии. Признаться, была удивлена, когда спустя несколько лет сразу несколько газет обратились ко мне за интервью, обнаружив в Сети одну из моих фотографий Пальмиры. А сейчас сердце каждый раз сжимается, когда узнаю из новостей об ужасах, происходящих в этом удивительном месте.
Тео начинала свою работу на позиции disaster recovery officer (специалист по устранению аварийных ситуаций) в банковской сфере в Тбилиси с небольшой зарплатой и непростым рабочим графиком, но каждый раз находила время на путешествия, иногда удивительным образом совмещая их с работой. Некоторые приключения были настолько захватывающими, что в шутку коллеги называли ее просто "disaster" — человек-катастрофа.
Тео:Родители и все вокруг были против моей поездки в Пакистан, ведь отправиться одной в мусульманскую страну, где за год до этого в результате серии терактов погибли десятки человек, для них было за пределами понимания. Но я всегда была оптимистом и знала, что, если относиться с уважением и добротой к людям, все закончится хорошо. И в тот раз цепочка людей и событий подарила мне одно из лучших моих воспоминаний — свадьбу в Лахоре.
Когда я была в Иране, ребята из Австралии посоветовали отправиться в соседний Пакистан. Добравшись до Лахора, я удивилась, насколько добрые и миролюбивые люди там живут. Они с удовольствием помогали мне находить самые интересные места в городе, базары, мечети и даже соглашались на съемку пятничной молитвы. Так вот, там, в хостеле, я встретила немку, которая и пригласила меня на свадьбу. Но самое интересное, что сама она всего за день до этого познакомилась с водителем рикши (мототакси), чей друг был музыкантом-барабанщиком на свадьбе. Вот так мы, совершенно незнакомые люди из разных частей света, оказались на очень традиционной и красочной церемонии. Это был удивительный опыт, который, если честно, не описать словами. Но, к счастью, со мной останутся сотни фотографий.
Тео полюбила не только Ближний Восток. Мы все понимали, что у нее особая связь и с Африкой. Она за несколько лет посетит Эфиопию, Танзанию, Уганду, доберется до самой известной африканской вершины — Килиманджаро, посетит Каменный город на Занзибаре и даже поучаствует в корпоративном тимбилдинге трех африканских стран, сплавляясь на рафте по одному из самых красивых озер на Земле — Виктория.
Она полюбит Африку настолько, что справит там свой день рождения, прямо в джунглях, во время двухнедельного путешествия по острову Мадагаскар. Но всего этого не было бы, если бы не ошибка с ее визой.
Тео: Есть английская поговорка: "Life is all about how you handle your plan B" ("В жизни всегда надо иметь план "В"). Мне кажется, она точно характеризует мою жизнь.
Я не планировала лететь в Африку, в том году я пыталась осуществить свою давнюю мечту — увидеть Кубу: долго искала билеты через Интернет и нашла наконец самые дешевые, правда, транзитом через Канаду. И вот, оказавшись в Стамбуле с билетами на самолет на Кубу, обнаружила, что планы мои рушатся. Иммиграционный офицер сообщил, что даже для двухчасовой пересадки в канадском аэропорту гражданам Грузии необходима транзитная виза. Плохо помню, что говорили мне на пограничном контроле и что было потом. Я уехала в город на метро, ранним утром позвонила друзьям, рассказала о своих проблемах и, выпив кофе в стамбульском интернет-кафе, гуглила только одно: "Куда можно поехать гражданам Грузии без визы?".
Пару дней спустя я уже была на пути в Кению без планов и без единой мысли, что меня ждет в Африке. К счастью, мне встречались добрые люди, которые делились советами и были рады помочь. Я побывала в кенийских заповедниках с их яркой дикой природой, сделала тысячи фотографий на белоснежных пляжах острова Занзибар и пришла к одному очень важному выводу.
Жизнь — невероятная штука. У вас может быть идеальный план, но в последнюю минуту все может измениться. И именно в этот момент все будет зависеть от вашей способности найти другое решение, которое вполне может изменить любую ситуацию к лучшему. Да, на Кубу я слетала все-таки, пусть через 2 года.
Потом в жизни Тео будут и базовый лагерь Эвереста в Непале, и Израиль, и вид на Атлантический океан из окон гостиницы в Касабланке, и путешествия автостопом по Америке. Не хватит нескольких колонок, чтобы описать все эти истории. Но мне было интересно расспросить ее про мой родной Кыргызстан.
Тео: Кыргызстан очень похож на мою родину — Грузию. Здесь добрые и отзывчивые люди с открытыми и запоминающимися лицами, безумно красивая природа. Благодаря всегда готовым помочь коллегам я за несколько дней увидела и знаменитый Иссык-Куль, и Орто-Токойское водохранилище, и только что построенную огромную мечеть, очень похожую на стамбульский Султан-Ахмет. Побывала в горах всего в 30 минутах езды от столицы и, конечно, получила огромное удовольствие от катания на лошадях. Пусть нам и не разрешили снимать на профессиональную камеру, но фотография со скакуном Громом будет мне еще долго напоминать о волшебных моментах в Кыргызстане.
* Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран