Что будет искать "Луна-25" на Южном полюсе спутника Земли?

Журналист и оператор Sputnik посмотрели, как и зачем собирают космический аппарат "Луна-25", который планируется запустить в 2020 году
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БИШКЕК, 12 апр — Sputnik. Будущее — за освоением Луны, уверены сотрудники Научно-производственного объединения (НПО) имени С. А. Лавочкина в Химках. Они пригласили корреспондента и оператора Sputnik в цех, где собирается космический аппарат "Луна-25", и рассказали о его высокой миссии.

Чем опасна пыль

Что видят космонавты из иллюминатора — 11 захватывающих фотографий
При входе в цех команда Sputnik облачается в халаты и шапочки, как будто перед хирургической операцией. В холле застыли два специальных автомата, которые надевают и снимают бахилы.

Цех, где из готовых деталей собираются макеты космических аппаратов, огромен и похож то ли на выставку современного искусства, то ли на декорации фильма в духе "Москва — Кассиопея".

Чистоту здесь поддерживают строго, хотя вокруг стоят только "рабочие модели". Летные космические аппараты собирают в отдельной "чистой камере". Работники в ней еще внимательнее следят, чтобы на изделия не попала ни одна пылинка. В невесомости весь сор может осесть на объективы камер, внутренние контакты — и аппарат придет в негодность. А ремонтировать на Луне его будет некому, ведь в НПО Лавочкина собирают космические "беспилотники".

Аппараты, которые предназначены для посадки на другие планеты, должны быть защищены не только от пыли, но и от бактерий и микробов, — чтобы не заразить чужую атмосферу.

Вода на Луне

Подходим к зоне сборки аппарата "Луна-25". Этот космический долгострой разрабатывался еще с 2005 года. Первоначально его готовили для совместного российско-индийского проекта. Потом международный проект заморозили, и теперь он полностью российский. Запуск космического аппарата планируется в 2020 году.

До 2050 года с Землей могут сблизиться более 10 астероидов — прогноз ученых
К Луне аппарат отправится в несколько этапов. На ракете-носителе он выйдет на околоземную орбиту, разгонный блок выведет его на траекторию перелета к спутнику, а после "Луна-25" включится и полетит сам.

Зачем аппарат отправят на Луну и что он там будет делать, рассказал руководитель проекта Павел Казмерчук.

"У "Луны-25" две основные задачи. Первая — отработка мягкой посадки. Россияне больше 40 лет не садились на Луну, и наши технические решения уже устарели. Вторая задача — это поиск воды и полезных ископаемых на Южном полюсе. Судя по косвенным признакам, вода там есть", — говорит специалист.

На спутнике Земли не так уж много районов, где потенциально могут быть ресурсы. Рассказ Казмерчука звучит почти фантастически: вода, если она на Луне найдется, будет полезна для космонавтов будущего — и для синтеза топлива, и для обеспечения лунных баз.

"Жизнь человечества невозможна без освоения космоса. Я уверен, мы все застанем организацию первых научных баз на Луне", — улыбается руководитель проекта.

Опасность в космосе

Каково это — стоять на Марсе? В Сети появилось видео с другой планеты
Любой аппарат, над которым работают в НПО Лавочкина, — штучный товар. Здесь разрабатывалась орбитальная астрофизическая обсерватория "Спектр-Р", она занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой космический радиотелескоп. "Спектр-Р" вышел на орбиту в 2011 году и с тех пор исправно изучает черные дыры и нейтронные звезды.

Случайных людей в цехе быть не должно. Ответственность слишком высока: даже одна плохо закрученная гайка может привести к катастрофе. Поэтому за каждую такую гайку расписываются три человека — рабочий, который ее закрутил, мастер, который проверил работу, и сотрудник отдела технического контроля.

Все сотрудники НПО Лавочкина чувствуют свою причастность к космической программе — даже бухгалтеры и уборщицы. А жалости, что аппараты улетают в космос без пилота, нет.

"Конечно, космонавтами в детстве хотели стать все, и я не исключение. Но сейчас понимаю, что большую часть задач в космосе можно решать при помощи автоматики. Для человека это все еще опасное путешествие", — признается руководитель проекта "Луна-25" Павел Казмерчук.