Он был построен в далеком 1926 году. Для его создания использовали часть экспозиции Центрального музея республики — материалы выставки 1925 года, посвященной прославленному земляку. Первых посетителей музей принял в марте 1927-го.
Довольно долгое время он размещался в двух стоящих перпендикулярно друг к другу домах: один находился на улице Фрунзе, второй — на Первомайской (ныне Раззакова).
В 1960-х годах было принято решение построить новый музей. Авторами проекта стали архитекторы Юрий Карих и Геннадий Кутателадзе. Главным экспонатом был сохраненный ими дом — саманная хата под камышовой крышей, которую оставили внутри новой постройки.
Сам Геннадий Платонович, рассказывая о своем творении, отмечал, что при его создании возникло много трудностей. Участок был маленьким, озеленения не хватало… Рядом находился Театр кыргызской драмы, который снесли, чтобы освободить необходимое для музея пространство.
Наиболее интересен здесь сам дом, который историкам и архитекторам удалось сохранить, несмотря на сложности. По одному из первоначальных вариантов планировалось соорудить второй этаж с полным остеклением. После авторы проекта сошлись на том, что нужно сохранить дом в относительной "глуши". Поэтому витражное остекление выполнено только на первом этаже.
На проектирование ушло около 10 лет, а на строительство музея — три года. У здания большой поперечный пролет — 12 метров. В отделке использованы относительно дешевые материалы, а также немного гранита и мрамора. После возведения трехэтажного объекта экспозиционная площадь дома-музея увеличилась с 240 квадратных метров до 2 тысяч. Строительство завершили в 1967 году, как раз к юбилейной дате — 50-летию Октябрьской революции.
Историки вспоминают, что первую "реставрацию" дома-музея начали еще в 1937 году. Тогда его перестроили до неузнаваемости. Камышовую кровлю заменили жестяной, пристроили экспозиционный зал, дом удлинили, увеличили оконные проемы, убрали ставни. В родительском доме Михаила Фрунзе сделали выставку, а во флигеле создали музей.
Сегодня посетителям рассказывают, что старый домик и есть родительский дом советского полководца, его обстановка воссоздает быт городских жителей Кыргызстана в конце XIX — начале XX веков. Но, как утверждают знатоки истории, за стеклом мемориала — вовсе не дом фельдшера Василия Фрунзе, возведенный им в 1879 году, а лишь летняя дворовая пристройка, где он принимал больных. Сам же дом снесли при строительстве музейного комплекса, именно он располагался перпендикулярно оставшемуся. Сохранить его никак не могли, поскольку новый музей решено было строить вдоль улицы Фрунзе. Однако некоторые старожилы уверяют, что под снос жилье попало по идеологическим соображениям: не мог, дескать, известный советский деятель расти в большом доме. Поэтому под бетонно-стеклянной конструкцией сегодня сохраняются хозяйственные постройки, примыкавшие к усадьбе.
Градостроители считают музей Фрунзе образцом сдержанного монументализма и в то же время отмечают его довольно скромное архитектурное решение. Вход сделан не по центру, как во многих помпезных зданиях, а с угла. В интерьере обращают на себя внимание лестницы, сооруженные на центральной балке. Особенно выделяются консольные ступени, "работающие" на просвет; при всей монументальности они придают конструкциям определенную легкость. На газоне перед музеем высажены голубые тянь-шаньские ели.
Стоит отметить и фасад здания, украшенный строгими барельефами на тему революции и гражданской войны. Над ним работали художники-монументалисты Александр Воронин и Алексей Каменский. Над входом в музей размещен чеканный профиль Михаила Фрунзе на меди.
Сейчас в музее около 13 тысяч экспонатов основного фонда. Это подлинники, личные вещи, оружие и документы, переданные родными и близкими военачальника, а также мебель, посуда и его библиотека. Выставлены здесь и произведения живописи и скульптуры, посвященные полководцу.