По следам Лары Крофт, или Как кыргызстанец почувствовал себя Маугли

Наш колумнист Кубаныч Жумабек уулу побывал в индуистском храмовом комплексе Ангкор-Ват (Камбоджа) и поделился своими впечатлениями о самом большом культовом сооружении в мире.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Огненный шар медленно поднимается над джунглями, башнями и галереями величественного храма, освещая утреннее небо вспышками василькового, розового и медово-желтого цветов. Солнце скрывается в предрассветной дымке, но через мгновение снова включается в игру света и тени с тысячами древних барельефов и колонн…

Ангкор-Ват — один из важнейших архитектурных памятников мира, площадь которого составляет 400 квадратных километров, — открывает путешественникам удивительный и завораживающий вид на древний мир Кхмерской империи, которая когда-то доминировала в Юго-Восточной Азии. Стены этих храмов были свидетелями расцвета королевства и его полного забвения, в джунглях проходила кровопролитная гражданская война, унесшая миллионы жизней… Только последние несколько десятилетий ничто не нарушает покой Каменного города.

Попав сюда впервые, я почувствовал себя Маугли из советского мультфильма, которого обезьянье племя утащило в свои "холодные берлоги". И хотя почти весь город лежал в развалинах, а вокруг суетились назойливые туристы, Ангкор показался мне сказочным, полным чудес.

Асфальт (наверняка уложенный на гранты международных организаций) теряется на подъездах к храмовому комплексу. Еще видны остатки мощенных камнем дорог, которые ведут к разрушенным воротам, висящим на изъеденных ржавчиной петлях. Деревья врастают корнями в стены и возвышаются над ними; зубцы стен рассыпались под натиском живой силы так, что ползучие корни выбились из бойниц и раскинулись косматыми петлями.

Храм был построен в честь индуистского бога Вишну и архитектурно представляет собой мифическую гору Меру — обиталище небожителей. Не знаю, как сейчас обстоят дела с богами, но ощущение прикосновения к древности и волшебству оставалось со мной на протяжении всего путешествия.

Не ожидал увидеть это здесь! Итальянец, променявший отпуск в Европе на КР
Главное храмовое сооружение находится в центре. Три самых известных башни венчают навершия в виде цветков лотоса, наиболее высокая из них достигает 65 метров. Каменные плиты внутренних дворов, некогда гладкие, как мрамор, сейчас покрыты трещинами и бурым лишайником. Кое-где сквозь них пробивается молодая поросль.

Темные коридоры первого яруса устремляются вдаль анфиладами храмовых помещений и скрывают в своей тени огромные резные панно, где изображены сюжеты из индийской мифологии. Названия некоторых композиций даже звучат волшебно, к примеру, "пахтанье молочного океана". Второй ярус украшают около двух тысяч вырезанных в камне фигур танцующих небесных дев — апсар. Это полубогини, духи воздуха и воды, чем-то схожие с нимфами из греческих мифов.

Внутреннее оформление храмов и детализация художественных композиций заставляют восхищаться трудом людей, которые восемь столетий назад создали это чудо. В утренние часы среди каменных галерей можно встретить юных монахов, склонившихся над книгой или готовящихся к медитации, либо туристов, прогуливающихся в поисках удачного вида для фото. Индийские сари и шервани очень органично вписываются в интерьеры Ангкор-Вата.

Поднимитесь еще выше по каменным ступеням — к главному святилищу Бакана, где открывается замечательный вид на весь комплекс с его внешними стенами, воротами-гопурами, так называемыми "библиотеками" по краям каменной парадной дороги и балюстрадой в виде фигур семиглавых змей Нага.

Ангкор-Ват, в отличие от других храмов Ангкора, хотя и не использовался после XV века, не был заброшен полностью. Он сохранился отчасти благодаря 190-метровому рву, который обеспечил некоторую защиту от посягательств со стороны обитателей джунглей.

Другие храмы, к сожалению, не удалось сохранить в первозданном виде. Природа постепенно берет свое, "заполняя" заброшенные территории джунглями, создавая удивительный баланс между человеческим миром и окружающей средой.

Атмосферный храм Та-Пром часто называемый храмом Лары Крофт (именно здесь проходили съемки первого фильма о расхитительнице гробниц с Анджелиной Джоли в главной роли), окружен густым лесом и светом, пробивающимся сквозь листву. Это, наверное, самый популярный туристический спот, потому постарайтесь попасть сюда рано утром, прежде чем его заполонят толпы туристов.

Отличительной особенностью храма Байон является множество безмятежных, улыбающихся каменных лиц на башнях, которые выступают из верхней террасы и группируются вокруг ее центрального пика. Считается, что этих лиц, в которых можно одновременно узнать и древнего короля, и Будду, больше 200.

Храм Священного меча (Wat Preah Khan) был построен еще во времена буддисткого царя-строителя Джаявармана VII. Он окружен 72 каменными гарудами-защитниками — полуптицами-полулюдьми. Путешественникам надо пройти по "змеиной" дамбе-насыпи, символизирующей границу между небом и землей, и добраться до центрального сооружения. Говорят, когда-то оно "совмещало функции" храма, буддистского университета и мини-города, где в длинных каменных коридорах обучались десятки тысяч людей, а преподавали им тысяча наставников и танцоров.

Еще одним храмом, сохранившимся до наших дней в плачевном состоянии, но, к счастью, умело отреставрированным, стал храм Бапуон.

Храм-гора из песчаника размером 130 на 100 метров выглядит довольно внушительно, хотя и не обладает собственной изюминкой.

…В сумерках комплекс выглядит опустевшим. Лишь самые отчаянные путешественники в одиночестве прогуливаются среди джунглей или медитируют, согреваемые последними лучами огненного шара. Солнце скоро утонет в мутной воде искусственных бассейнов, окружающих Ангкор-Ват, а я снова окажусь в сказке Редьярда Киплинга: "Все в джунглях знали, где находится это место, но редко кто бывал там, ибо Холодными Берлогами называли старый, заброшенный город в чаще леса, а звери не станут селиться там, где прежде жили люди."

Я скажу "до свидания" бандерлогам из Ангкор-Вата. До новых встреч в других странах Юго-Восточной Азии!