Продлим учебу в школах до июля? Бишкекчанка о двух громких идеях Минобрнауки

Наш колумнист Тамара Рузиева рассуждает о двух инициативах чиновников от образования — переносе начала учебного года на 10 сентября и введении семибалльной системы оценок вместо пятибалльной.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Наших людей хлебом не корми — дай пообсуждать новые идеи, подкидываемые чиновниками. Правда, заявления, сделанные министром образования и ответственными людьми из этой сферы, оказались не такими уж и новыми (они звучали и раньше), но бурю в обществе вызвали большую.

Возможно, столь активный интерес к предложению перенести начало учебного года на более поздний срок и изменить систему оценки знаний учащихся — результат того, что практически во всех семьях страны есть школьники. А раз так, любые школьные подвижки в той или иной степени касаются почти каждого гражданина.

Согласны ли вы на перенос начала учебного года на 10 сентября?Согласен. Дети могут помочь родителям в хозяйствеВ принципе не против. 10 дней не такой большой срокДетей нельзя привлекать к работе, они должны учитьсяНадо продолжать традицию — учебный год с 1 сентябряМне все равно, у меня нет детей.
В очередной раз стали думать, когда детям идти в школу после летних каникул. По большому счету мне кажется, нет никакой разницы — 1 сентября дети сядут за парты, десятого или двадцатого. Просто хотелось бы, чтобы чиновники от образования наконец-то четко определили, сколько дней в учебном году необходимо ученикам на освоение программы, запланированной для каждого школьного класса. Помнится, в советские годы мы учились до 31 мая, а не до 25-го, как нынче (исключение составляли выпускники). Кстати, кто сказал, что летние каникулы должны длиться именно три месяца? А может, как в некоторых странах Европы, достаточно двух? Хорошо, пусть двух с половиной. Нас же сейчас убеждают, что отдых школьников следует продлить, поскольку в первой половине сентября в главной курортной зоне страны бархатный сезон и дети с родителями могут еще побыть на Иссык-Куле. Если для нас столь важно посещение озера, то почему бы не продлить учебу еще и на весь июнь — в это время мало кто рвется на иссык-кульские пляжи, поскольку вода еще холодная, а вот попозже хоть закупайся.

Кстати, знаю в Бишкеке частную школу, где учеба и в прежние годы начиналась как раз с 10 сентября. И делалось это без всяких указаний свыше. Но и учатся там дети до 20 июня. И никто от этого не страдает и не возмущается. Наоборот, родители довольны, что хотя бы в этот период их чада чем-то заняты. Да и на посещение базаров для приобретения всего необходимого папы с мамами отводили время в начале сентября, когда основной родительский ажиотаж по экипировке школьников уже завершался. Теперь же, узнав о грядущем повсеместном сдвиге учебы, несколько расстроились: перспектива оказаться в толпе их не прельщает — на прежний комфорт особо рассчитывать не придется.

У меня нет айфона — одноклассницы называют меня лохушкой
Вторая громкая идея — перевести систему оценок с пятибалльной на семибалльную, чтобы, как отмечают работники Академии образования, лучше оценивать уровень знаний школьников. Нужна она скорее всего больше учителям, а не учащимся. Знатоки педагогики заявили, что нынче в школе вообще не используют оценку "единица" и весьма редко "двойку". И совсем не потому, что определенная группа школяров больше, чем на эти оценки, знаниями не блещет. Просто, если учитель решается ставить "неудовлетворительно", его руководство считает, что так он оценивает свою работу. А кто хочет признаваться, что среди его учеников есть, извините, балбесы, уверенные, что уж "троячок" ему поставят обязательно, пусть он вообще ничего не знает по предмету, да и учебное заведение посещал редко.

Все знают, что у нас в школах ученикам в обязательном порядке ставят положительные отметки — так показывают, что у нас со всеобщим средним образованием все хорошо и мы — страна с поголовно образованными людьми. Абсолютно все это среднее, зачастую даже очень среднее образование получают. Однако нужно признать, что сие не более чем профанация. В некоторых странах совсем не боятся выпускникам выдавать справки, в которых указывают, что дитятко в школе учился, но некоторые предметы так и не усвоил, и учитель в этом совсем не виноват. И идет двоечник с этой справкой осваивать трудовую профессию, на которую отсутствие определенных знаний никак не влияет. У нас же давно определили, что школа не может обижать ученика, поэтому аттестат получает каждый.

Когда учитель неправ — мысли журналиста
Недавно национальный координатор Международной организации труда выступил с предложением проводить Общереспубликанское тестирование для выпускников сельских школ отдельно от городских школьников. Он заявил, что ученики из сельской местности отстают в успеваемости от городских детей. С этим надо согласиться. Так, может, и оценки должны быть разные? Ведь сегодня даже "пятерка" в городе и селе далеко не равноценны. Неужели кто-то думает, что, если учителям дать право ставить "семерки", знания учеников от этого хоть как-то изменятся? Наверное, нет. Но при этом можно будет сказать, что у нас полным ходом идет реформирование образования, следующим этапом которого может стать внедрение десятибалльной шкалы оценок все тех же знаний.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции