Нынешним летом Айдана подписала годовой контракт с клубом Madrid CFF. А три года назад она перенесла тяжелую болезнь, хотя какую именно — не знает до сих пор.
— В каком возрасте вы увлеклись футболом?
— Когда я была первоклассницей, очень хотела попасть в девчачью футбольную команду, но взяли меня не сразу.
— Большинство привлекательных девушек мечтают стать моделями или актрисами…
— Я никогда не хотела заниматься чем-то другим. Кстати, по образованию я филолог, но футбол не бросала, даже пока училась.
— Расскажите, пожалуйста, о самом трудном периоде вашей жизни.
— В 2015 году я серьезно заболела. Честно говоря, и сейчас не знаю, что это было, но тогда врачи провели много анализов, медосмотров, озвучивали разные диагнозы — от артрита до рака кости. У меня сильно опухали и отказывали ноги, каждое движение приносило боль. Однажды я спросила доктора, смогу ли играть в футбол. Он сказал, что нет, и я пришла в ужас. Для меня футбол всегда был на первом месте после семьи.
Шли дни, недели, месяцы… Мне становилось только хуже. В конце концов врачи развели руками: "Мы не знаем, что делать". Мне предлагали лекарство за 5 тысяч долларов — всего один укол. Но гарантии, что станет лучше, не было.
Потом я потеряла маму — она погибла в аварии. Этот год был самым тяжелым, по-моему, тогда во мне что-то сломалось…
— Как вы победили болезнь?
— Какое-то время я почти никуда не ходила, обувь просто не налезала на распухшие ноги. Позже начала передвигаться с костылем. Знаете, я каждый день смотрела на YouTube видео об успешных футболистах и плакала… А потом просто стала играть снова. Мне очень помог тренер, мы начали все с начала. Я делала упражнения, которые выполняют дети во время первых занятий футболом. Было адски больно, но я терпела.
Потом был чемпионат Кыргызстана. Я думала, побегаю по полю минут двадцать и, если будет слишком больно, уйду. Однако практически сразу после той игры поехала на смотр в Турцию. Я прошла его, тренер клуба сказал, что свяжется со мной позже, но на связь так и не вышел.
— Сколько раз вам говорили "нет", когда вы пытались устроиться в иностранные команды?
— Мне отказывали много раз, и я не стесняюсь об этом говорить. И в Турции силы пробовала, и в Италии… Когда меня пригласили в испанский клуб, стало казаться, что все сложности позади. Не тут-то было! В Бишкеке испанскую визу оформляют очень долго, поэтому я поехала в Алматы, но там ничего не получилось. Потом удалось связаться с послом Испании в Кыргызстане, и мне оформили документ меньше чем за сутки.
Я уже провела несколько матчей за Madrid CFF. Клуб выступает в высшей лиге страны, но я пока играю во второй. Сейчас начала тренироваться по специальной программе и уже в этом году планирую перейти в "вышку".
— Позвольте нескромный вопрос: сколько вы зарабатываете?
— Меня часто об этом спрашивают, но сказать не могу… Вот вы когда-нибудь слышали о футболистках-миллионершах?
— М-м, нет…
— Потому что женский футбол оценивается мировым сообществом ниже, чем мужской. Если мужчина-футболист средней успешности получает 3 миллионов долларов в год, то женщина — 500 тысяч.
— Расскажите о женской сборной Кыргызстана по футболу. Нам есть чем гордиться?
Не сочтите за нескромность, только свой контракт с испанским клубом я считаю победой для всей страны. Хочу мотивировать этим примером других девушек, чтобы они понимали, как важно идти к своей мечте.