Автор блога Crimson Alter — для РИА Новости
Уличные беспорядки, массовая паника, национализация и общественные волнения, которые мир не видел последние 50 лет… — именно так описывает будущее американской и глобальной экономики ведущий аналитик банка JP Morgan (США) Марко Коланович. В честь десятилетия с начала мирового финансового кризиса 2008 года мистер Коланович выпустил специальный аналитический отчет, из которого следует, что мировые финансовые рынки сейчас уязвимы перед новым кризисом в еще большей степени, чем это было тогда.
Столь негативный прогноз, который к тому же был сформулирован в максимально нелестных терминах и наполнен жесткой критикой регуляторов американских, да и мировых финансовых рынков, было бы легко (но неправильно) списать на желание очередного аналитика снискать себе славу пророка или внимание СМИ, тем более что подобные апокалиптические прогнозы обычно не сбываются.
Проблема в том, что есть обычные аналитики, есть известные аналитики, есть опытные аналитики и есть Марко Коланович. Прогноз последнего привлек внимание мировых деловых СМИ именно потому, что у него заслуженная репутация человека, не склонного к излишнему пессимизму, но который иногда точно предсказывал предыдущие проблематичные эпизоды на мировых рынках. Можно понять логику журналистов: человек, который спрогнозировал несколько небольших кризисов, может быть вполне способен предсказать появление большого.
Более того, в ведущие аналитики банка JP Morgan, который управляет активами в 2,7 триллиона долларов и традиционно считается "семейным банком" Рокфеллеров, случайные люди не попадают, соответственно сам Коланович обладает репутацией эдакого "математика-ясновидящего", который вычисляет движения рынков так же, как астрономы просчитывают движения планет.
Аргументация Колановича, который стал кандидатом физических наук до того, как желание заработать по-настоящему большие деньги принудило его отправиться работать на Уолл-стрит, сводится к нескольким тезисам, которые связаны с уязвимостью существующей структуры финансовых рынков.
Коланович уже описывал несколько мини-кризисов (например, февраль этого года, когда американский рынок без видимых причин терял по несколько процентов в день), которые были вызваны "стадным поведением" компьютерных программ, ворочающих триллионами долларов. Дело в том, что почти во всех подобных программах заложена инструкция, которую на человеческий язык можно перевести так: "Если происходит что-то непонятное или непривычное, продавай все и прямо сейчас".
В результате получается цепная реакция, в которой от некоего внешнего шока сначала "паникуют" одни компьютеры, начиная распродавать свои портфели акций по любой доступной цене, затем это замечают другие компьютеры, которые тоже начинают продажи, и так до полного обвала рынка.
В прошлом такие ситуации останавливали люди, которые выходили на рынок для того, чтобы купить внезапно подешевевшие акции, но за последние десять лет почти всех их уволили за ненадобностью. Тем более что они стоили значительно дороже компьютеров, которым не надо платить, оплачивать отпуска и за которых не надо делать пенсионные взносы.
Такую цепную реакцию Коланович называет "великим кризисом ликвидности" и предполагает, что в качестве радикальной меры борьбы будут в очередной раз использованы печатные станки центральных банков — с непредсказуемыми социальными и экономическими последствиями.
В этом контексте полезно посмотреть еще на одного пророка кризиса — главного экономиста рейтингового агентства Moody's Марка Занди, который (тоже под "юбилей" кризиса 2008 года) опубликовал аналитическую записку с изложением вполне вероятного сценария того самого шока, который вполне может привести к повторению мирового финансового кризиса.
Мистер Занди утверждает, что в прошлый раз кризис начался на рынке недвижимости и потом перекинулся на весь финансовый сектор и экономику в целом, а на этот раз его эпицентром и точкой отсчета цепной реакции скорее всего станут закредитованные американские компании.
Эта оценка связана с тем, что монетарная и регуляторная политика США за последние десять лет привела к тому, что вместо пузыря ипотечного кредитования появился пузырь кредитования "мусорных" компаний, которые при более жесткой монетарной политике вообще не должны были иметь доступа к заемным средствам.
Потенциально токсичные долги закредитованных американских компаний — около 2,7 триллиона долларов, и они быстро растут. Значительная часть долгов уже закредитованных американских компаний — это долги с плавающей ставкой, и при дальнейшем повышении ставки Федрезервом и сами эти компании, и их кредиторы посыплются как домино.
Нетрудно догадаться, что в качестве сильного внешнего шока, который вызовет биржевую панику, такой "дефолтный цунами" подходит просто идеально.
В силу того что современная мировая экономика является высокоинтегрированной, в случае очередного кризиса в США пострадают, как и в прошлый раз, даже страны, которые не имеют никакого отношения к его генезису. Такова природа глобализации. Но, в отличие от 2008 года, в случае очередного кризиса у очень многих стран обязательно возникнет желание обратить глобализацию вспять, а если возможно — изолировать Вашингтон на Американском континенте и избавить остальной мир от его бесспорно токсичного политического и экономического влияния.