Немного о моей объективности (или субъективности): не испытываю к Всемирным играм кочевников теплых чувств, но и ничего против не имею. Я пробыл на Иссык-Куле с 2 по 9 сентября и наблюдал ВИК от и до. Одни моменты мне понравились, другие — нет. Отрицательным впечатлениям я уделю больше внимания, потому что ошибки нужно разбирать детально, чтобы не допускать их в будущем.
Этот текст ни в коем случае не оголтелая критика — я предложу свое видение решения проблем. Прошу читателей присоединиться и добавить, что нужно изменить в организации крупных мероприятий в Кыргызстане. В особенности призываю не оставаться безучастными тех, кто был на больших фестивалях или других крупных событиях за рубежом.
Что получилось хорошо?
Самыми яркими были открытие, закрытие Игр и этногородок "Кырчын". Церемония открытия была не только красиво визуализирована, но и имела смысл. Приятно, что повествование истории кыргызов и кочевников началось с теории о Большом взрыве и об образовании Вселенной — это показало, что сценаристы так или иначе опирались на науку и историю.
Зрителей особенно поразило выступление тысячи манасчи и ооз-комузистов. Немало эмоций вызвал выход так называемых "врагов кыргызов" в виде нечисти. Сидя в первых рядах, я высоко оценил актерское мастерство людей, игравших чудовищ, — казалось, что они вот-вот нападут на тебя.
На следующий день после открытия начал работу этногородок "Кырчын". Первое, что бросилось в глаза, — высокие деревянные сооружения с возвышающимися знаменами. Казалось, что заходишь в большой лагерь кочевников. А внутри начинаешь верить в это еще больше.
Для тех, кто не побывал в этногородке: представьте, что вы переживаете события 300-летней давности и попадаете в крупный по тем меркам город. Там есть большой базар, на котором ремесленники продают одежду, изделия из дерева, доспехи, кинжалы и многое другое. Между тем воины отдыхают между походами, соревнуясь в силе и умении стрелять из лука. А народ развлекают канатоходцы. Вы гуляете, а приветливые жители приглашают вас в юрту на чай и предлагают поесть.
В этногородке "Кырчын" можно было провести весь день, любуясь красотами ущелья. Он был открыт несколько дней, и там всегда было многолюдно.
Закрытие Игр стало еще одной большой приятной неожиданностью. Перед началом казалось, что это будет обычный концерт, на котором споют звезды. Все начиналось именно так, но с каждым выступлением накал увеличивался, и в какой-то момент зрители не смогли усидеть и начали танцевать возле своих мест. Затем многие вышли на площадку и стали плясать под хиты группы "Корни", Рэя Хортона, Akcent и других исполнителей. Это было незабываемо.
Что можно сделать лучше?
Побывав на ВИК, я в очередной раз убедился, что все строится на мелочах. Перечисленное ниже существенно не изменит уровень организации, если сделать это по отдельности, но вместе значительно улучшит комфорт посетителей.
Единственным решением вижу остановки для общественного транспорта, на которых будут расписаны время движения и маршруты. Чтобы обеспечить стабильность, следует выделить отдельную полосу для автобусов и микроавтобусов. Но тогда нужно проложить широкую трассу через Григорьевское и Семеновское ущелья. Дорогу должны будут патрулировать милиционеры, чтобы стоящие в пробке машины не ездили по специальной полосе.
В этногородке "Кырчын" неизвестно было, где и что находится. Да, каждый открывал для себя что-то новое, но часть посетителей спрашивала, что тут можно посмотреть и где.
Можно сделать карту этногородка, оформив ее в стиле кочевников. Ее можно раздавать бесплатно или продавать за небольшую сумму, чтобы она окупилась. Еще можно перевести карту в электронный вид и открыть доступ через Интернет. В таком случае следует расширить этногородок и добавить развлечений.
Порой в этногородке надоедало передвигаться по пыли пешком. Мы с коллегой были очень рады встретить мужчину с повозкой, который за 150 сомов довез нас до автобусной остановки. Но эта повозка не рассчитана на людей, скорее для груза. Было бы замечательно, если бы организаторы объяснили местным жителям, что можно соорудить удобные брички и катать туристов. Будет ли на это большой спрос — сказать трудно. Но я не видел, чтобы те 2-3 повозки простаивали больше пяти минут.
Местных жителей нужно научить вести торговлю и посоветовать, что можно продавать. В первый день открытия этногородка была проблема с водой. Я не мог поверить, что нет человека, который бы гулял по городку и предлагал воду. На следующий день продавцы уже смекнули, что нужно продавать напитки, но все равно мало где можно было утолить жажду.
На ипподроме главная проблема возникла с посадкой зрителей. Несмотря на то что волонтеры помогали найти места, некоторые садились не на свои. Затем приходил законный владелец места, и начинались разборки. Особенно не повезло тем, чьи соседи не разместились до начала выступления.
Здесь следовало бы усилить работу волонтеров и попросить их следить за происходящим на трибунах, всегда быть готовыми подойти и разобраться, взяв на себя роль судьи. Причем эти волонтеры должны уметь говорить на английском.
Некоторые туалеты в этногородке "Кырчын" вышли из строя. Уборные были небольшими, возле них скапливалось много народу. Организаторам следовало ответственно отнестись к строительству туалетов и расширить их. Можно даже убрать некоторые уборные с периферии, потому что там было мало людей, тогда как в центре городка возникали большие очереди.
Лучше разрекламировать горячую линию "1262", где туристов могут проконсультировать, в том числе на английском языке. Иностранцам было бы гораздо легче, если бы они знали, что могут в любой момент позвонить и получить консультацию. Причем информация должна касаться абсолютно всего — начиная с того, как найти туалет, и заканчивая тем, что делать, если вас обокрали.
Отдельно хочу поблагодарить всех, кто участвовал в организации ВИК: вы проделали большую работу. Что-то у вас не получилось, что-то не рассчитали, но я видел, как вы переживали и старались сделать все хорошо.