На полях Восточного экономического форума Sputnik пообщался с директором по взаимодействию с государственными органами компании "Google Россия" Мариной Жунич. Мы поговорили о том, как компании живется во времена спекуляций о "вмешательстве в выборы" через Интернет, что нужно делать, чтобы защитить детей от кибербуллинга и пагубных ботов типа Момо, а также обсудили другие вопросы.
Забегая вперед, скажем, что разговоры о слежке Google, по мнению Жунич, значительно преувеличены и превратились в паранойю. Она считает, что это вопрос осведомленности пользователей — насколько они в целом читают условия пользования и повышают свою техническую грамотность.
— Вы часто высказываетесь публично на тему кибербуллинга, того, как его избежать и как оградить детей от травли в Интернете. В последнее время начала появляться и другая "ловушка" для подрастающего поколения — различные боты типа Момо. Как же все-таки мы можем создать в Интернете безопасную среду для детей? Что сделать, чтобы оградить их от этого пагубного влияния?
— Механизмы существуют и разработаны, но им надо обучать. Потому что дети начинают свое путешествие в Сети уже лет, наверное, с шести-восьми. При том что социальные сети рекомендуют ими пользоваться и в общем не дают возможности завести аккаунт человеку младше 13 лет. Но у нас нет возможности проверить, правильную информацию они указывают или нет.
Тем не менее пропасть очень большая. Это и задача школы, которая не успевает за этим, и родителей, которые должны объяснить, что надо делать, если человек встречается с таким контентом. Запрещать, все закрывать — не выход, потому что одновременно закроются и позитивные ресурсы. И потом, закрыть какие-то сайты точечно почти невозможно, а перекрыть доступ к Интернету — значит лишить детей возможности конкурировать глобально со сверстниками в других странах, поскольку онлайн-образование предоставляет уникальные возможности. Просто нужно объяснять, показывать, ведь все социальные сети давно уже обладают инструментами блокировки неприемлемого контента.
— СМИ все чаще пишут о том, что Google якобы следит за каждым шагом своих пользователей. Насколько эти утверждения преувеличены? Если же нет, как решить эту проблему?
— Действительно, немногие знают, что какие-то функции вообще можно отключить, если вам не нравится.
— Да. А есть очень полезные, например, функция геотаргетинга (метод выдачи пользователю контента, соответствующего его географическому положению) очень удобна. Вот я нахожусь за шесть с половиной тысяч километров от дочери. Вчера смотрела, как она едет в секцию, пользуясь инструментом, который с ее ведома и разрешения установила себе на телефон, — "доверенные контакты". То есть это фантастическая возможность, как раз в русле того, о чем мы говорили — делать свою работу и не беспокоиться, потому что вы всегда знаете, где находится ваш ребенок.
Но злоупотреблять геотаргетингом или, например, открывать доступ всем, а потом получать какие-то негативные последствия не нужно.