Запомните их — список депутатов, которые против экологичного топлива в КР

Недавно половина депутатов отказалась принимать закон, который обяжет владельцев заправок в Кыргызстане быстрее перейти на экологичное топливо. В этом материале вы найдете результаты поименного голосования, а также подробности о законопроекте.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

26 сентября Жогорку Кенеш рассматривал в третьем чтении поправки в два закона: "Об охране атмосферного воздуха" и "Об экологической экспертизе". Изменения предлагались в виде одного законопроекта. Разработчик — Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при правительстве КР.

Один цент за литр — названы страны с самым дешевым бензином
В первую очередь мера направлена на улучшение экологии. По данным исполнительного директора Ассоциации нефтетрейдеров КР Улана Кулова, сегодня в Кыргызстане в основном продают бензин экологического класса ниже К3, в котором содержится много вредных веществ — это одна из основных причин загрязнения воздуха.

При этом топливо классов К4 и К5 практически не отличается по цене от К3 и ниже.

Что бы изменил законопроект?

Ключевое изменение в том, что поправки запретили бы ввоз в Кыргызстан бензина и дизтоплива классом не ниже К4. То есть нефтетрейдеров обязали бы завозить только ГСМ повышенного экологического класса, благодаря чему снизится уровень выбросов вредных веществ в атмосферу.

Согласно данным Евразийской экономической комиссии, по сравнению с К3 бензин класса К4 содержит серы в три раза меньше, а К5 — в 15 раз.

Содержание серы в топливе экологических классов:

К3 — 150 миллиграммов на килограмм;

К4 — 50 миллиграммов на килограмм;

К5 — 10 миллиграммов на килограмм.

Второй момент касается изменений в части экологической экспертизы. Речь идет о моментах, когда в Кыргызстане открывается предприятие, которое может негативно повлиять на экологию. Инициатор предложил внести коррективы, касающиеся объектов экологической экспертизы, представления материалов на государственную экоэкспертизу и порядка ее проведения.

Почему депутаты нажимают "кнопки" за коллег, рассказал торага ЖК
Разработчик утверждает, что изменения защитят инициатора проекта от ситуации, когда государственный уполномоченный орган затягивает процесс согласования экспертизы.

Подробнее ознакомиться с предлагаемыми поправками можно в сравнительной таблице (второе чтение).

Почему депутаты не приняли эту меру?

Законопроект прошел два чтения — парламентариям оставалось принять документ в третьем, и он отправился бы на стол президенту. Голосование состоялось 27 сентября. За инициативу проголосовали 50 депутатов, против — 59. Оставшиеся 11 парламентариев отсутствовали. Таким образом, законопроект отклонили.

Вот список проголосовавших депутатов: 

Результаты поименного голосования за внесение поправок в законы "Об охране атмосферного воздуха" и "Об экологической экспертизе" (третье чтение)

Депутат от фракции СДПК Дастан Бекешев один из тех, кто проголосовал за эту норму. В разговоре с корреспондентом Sputnik Кыргызстан он сделал предположение, почему половина депутатов отказалась принять поправки. 

Депутат от фракции СДПК Дастан Бекешев

"Потому что один из коллег выступил и заявил, что есть коррупция в законопроекте, хотя там коррупции никакой нет. Это все связано с бизнесом. Пока это будет продолжаться, мы никогда не разовьемся. Я считаю, что законопроект отклонили именно из-за нормы о переходе на топливо классов К4 и К5", — заявил Бекешев.

Его коллега Азамат Арапбаев проголосовал против принятия законопроекта. Он объяснил корреспонденту Sputnik Кыргызстан, что на это есть две причины. 

Депутат Арапбаев Азамат

Во-первых, его не устроили поправки в части экологической экспертизы. По его мнению, если бы этот законопроект приняли, то экологической экспертизой занимались бы представители местных администраций. Он аргументирует, что в органах МСУ нет квалифицированных экологов, а экспертизой должны заниматься специализированные органы.

Во-вторых, депутат заявил, что преждевременный переход на топливо классов К4 и К5 навредит бизнесу.

"Когда мы вступали в ЕАЭС, в документах уже было заложено, что мы перейдем на эти стандарты. Зачем еще что-то делать и усугублять? У нас есть отечественные производители — нефтеперерабатывающие заводы в Джалал-Абаде, Кара-Балте и Токмоке. Этим законом мы загоним их в угол, а это тысячи рабочих мест и миллиарды налоговых отчислений. Им надо дать время на модернизацию", — заявил Арапбаев.

Следует отметить, что по действующему на сегодня закону в государственной экологической экспертизе участвуют местные самоуправления и специально уполномоченные органы. Законопроект предлагал включить в этот список "соответствующие госорганы надзора и контроля в пределах своих компетенций", а также местные государственные администрации.

Кыргызстан все равно перейдет на К4 и К5

Евразийская экономическая комиссия утверждает, что условия вступления Кыргызстана в ЕАЭС позволяют стране перейти на бензин и дизельное топливо экологического класса К4 и К5 с 12 августа 2021 года.

"Те, кто производит топливо в Кыргызстане либо ввозят его в республику, вправе получить до 12 августа 2019 года документы об оценке соответствия их продукции обязательным требованиям национального законодательства и реализовывать ее в КР по этим документам до 12 августа 2021-го", — говорится в сообщении ЕЭК от 16 января этого года.

При этом одновременно в Кыргызстане могут выпускаться и реализовываться ГСМ класса К4 и К5.