Как превратить Бишкек в "конфетку" — беседа с новым мэром Суракматовым

В августе этого года столица Кыргызстана получила нового градоначальника в лице экс-депутата ЖК 46-летнего бизнесмена Азиза Суракматова. С ним побеседовал шеф-редактор информационного агентства и радио Sputnik Кыргызстан Эркин Алымбеков.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Многие предшественники Суракматова оставили должность мэра на фоне какого-нибудь скандала. Похоже, он учел чужие ошибки и решил быть вне политики.

С новым главой Бишкека нам удалось поговорить о планах развития города, "звездных" директорах столичных школ, парковках, ремонте дорог и о многом другом. Вопросы о личной жизни и политике хозяйственник Суракматов предпочел обойти.

— Бишкек — небольшой город. Как вам кажется, трудно сделать из него "конфетку"?

— Бюджет Алматы составляет 1,5 миллиарда долларов, а Бишкека — 120 миллионов, то есть примерно в 12 раз меньше. Чтобы сделать из города "конфетку", нужны деньги. Для любого начинания требуется финансирование. Если мы добьемся увеличения городского бюджета с помощью резервов, нам удастся сделать столицу более удобной, безопасной и зеленой — такой, какой она была раньше.

— А где взять средства?

— Прежде всего надо развивать бизнес, обеспечить предпринимателям максимально благоприятные условия, чтобы они работали и платили налоги. Сегодня нам должны около 300 миллионов сомов только по земельному налогу и порядка миллиарда — за аренду земли. Есть и долги за использование муниципального имущества. Если система государственно-частного партнерства заработает лучше, а для бизнеса будут созданы более благоприятные условия, думаю, налогооблагаемая база увеличится. На эти средства можно реализовать много проектов, о которых просят горожане.

— С 2019 года в стране начнет действовать Кодекс о проступках. Он, к примеру, предусматривает штрафы за плевки и выброс мусора в неположенном месте. На это вы тоже рассчитываете? Я имею в виду бюджетные резервы…

— Возможно, лишь отчасти. Вряд ли за счет таких штрафов мы соберем много денег. Нововведение скорее призвано дисциплинировать горожан.

Мэр Бишкека Азиз Суракматов

Общественный транспорт

— Как вы собираетесь решать проблемы общественного транспорта? Помнится, раньше власти планировали "очистить" центр города от маршруток и даже говорили о надземном метро.

— Мы поставили задачу увеличить количество муниципальных автобусов и троллейбусов. Частные фирмы-перевозчики восполняют дефицит общественного транспорта в Бишкеке, и за это им спасибо. Полностью разрывать с ними отношения мы не будем. Возможно, постепенно подойдем к тому, что автобусы большой вместимости тоже станут частными. Ну и опять же надеемся на государственно-частное партнерство.

Бишкекчане обращаются к мэру — 10 предложений, которые могут изменить все
Еще хотим внедрить электронное билетирование за проезд в городском транспорте — автобусах, троллейбусах и даже маршрутках. Такая система работает через банк: на карточку переводятся средства на 10, 20 поездок и так далее. В Алматы, многих российских и зарубежных городах давно используются безналичные расчеты. Нововведение позволит увеличить доходность муниципальных предприятий.

— А к техническому состоянию транспорта будут предъявляться какие-то требования?

— Согласно одному из тендерных условий, транспортные средства должны быть "не старше" 5-7 лет. В салоне необходимо поддерживать чистоту и установить видеокамеры с подключением к центральному серверу, чтобы мы могли контролировать работу водителей… Думаю, в условиях тендера будет предусмотрен перечень достаточно жестких требований.

Мэр Бишкека Азиз Суракматов

— В декабре 2017 года было заявлено, что мэрия на деньги "Газпрома" купит 350 автобусов, работающих на газе, но до сих пор не приобрели ни одного…

— Да, былое такое соглашение между мэрией и "Газпромом". Для его реализации компания построила в северо-западной части города большую газозаправочную станцию, а потом проект по каким-то причинам заморозили. Я встречался с представителями "Газпрома", мы продолжили переговоры. Мэрия должна исполнить взятые на себя обязательства. Надеюсь, в ближайшее время мы начнем закупку автобусов на газе.

Парковки

— Одна из проблем столицы — нехватка парковок. Как она будет решаться?

— В центре города многие водители по утрам оставляют машины на дороге возле места работы и уезжают только вечером. То есть автомобиль целый день занимает полосу… Разработан проект положения, согласно которому с владельцев этих машин будут брать оплату. Мы пытаемся определить перечень дорог, на которых часто наблюдается транспортный коллапс. Может, в итоге получится список из 20 улиц, а может, и больше. Если человек хочет оставить там авто, пусть платит. Установим платежные терминалы или назначим парковщиков, которые будут собирать средства. А может, даже будем сдавать наиболее загруженные улицы в аренду — Чуй, Эркиндик, Киевскую, Абдрахманова, Ахунбаева, Токтогула, Фрунзе.

— А можно узнать, сколько примерно это будет стоить — оставить автомобиль на весь день в центре города?

— Парковка возле ЦУМа сегодня стоит 40 сомов в час. Полагаю, можно немного снизить тариф, но это должен определить Бишкекский горкенеш. Я считаю, если автовладелец будет знать, что за один день ему придется выложить около 200 сомов, он хорошенько подумает, прежде чем оставлять машину возле офиса. Это и есть наша цель — не заработать, а "разгрузить" улицы. Я вообще за удобный город для пешеходов

Шеф-редактор информационного агентства и радио Sputnik Кыргызстан Эркин Алымбеков

Ямочный ремонт

— Южную магистраль построили в 2009 году. С тех пор, насколько я помню, ямочный ремонт там ни разу не потребовался. То есть у нас могут строить качественные дороги, но почему-то делают это редко. Давно ходят слухи, что постоянный ямочный ремонт выгоден какой-то "мафии". Вы планируете решать проблему?

— Мы хотим, чтобы дороги, которые строят и реконструируют сейчас, были качественными. Две недели назад привлекли независимых экспертов, они взяли образцы и провели анализ. Можем сказать, что сегодня качество объектов соответствует требованиям. Надеюсь, эти дороги прослужат долго. Возможно, мы внедрим новые методы ямочного ремонта, чтобы он тоже был качественным.

Директора столичных школ

— Многие считают, что директора школ в Бишкеке чувствуют себя президентами собственных государств. Люди жалуются на "добровольно-принудительные" родительские фонды.

Депутат ЖК против строительства сквера на месте сгоревшей Генпрокуратуры
— В начале 1990-х многие директора буквально спасли наши школы в условиях тяжелой финансовой ситуации, создав попечительские советы. Можно сказать, что свою историческую миссию эти советы выполнили. Сегодня мы переходим на новый этап. Но факты школьных поборов трудно доказать, потому что ученики и родители боятся говорить об этом открыто. Чаще всего мы узнаем все благодаря соцсетям и СМИ. Да, надо работать в этом направлении, чтобы навести порядок.

Благоустройство города

— Как вы думаете, надо ли предоставить больше полномочий товариществам собственников жилья?

— Да, планируется дать местным территориальным управлениям, ТСЖ и квартальным управлениям больше прав в части санитарной очистки, сбора средств, содержания домовладений или кварталов. Территории многих дворов находятся в плачевном состоянии: там месяцами лежит мусор, приходит в негодность ирригационная система, сохнут деревья… Рассматривается вариант, при котором часть средств за услуги муниципального предприятия "Тазалык" — например, 10 процентов — будет поступать МТУ.

Мэр Бишкека Азиз Суракматов

— Помните историю о покупке саженцев по 9 тысяч сомов? Бишекчане опасаются, что последующие проекты озеленения столицы снова окажутся тяжелым бременем для бюджета…

— Мы сейчас развиваем свои питомники, местные саженцы будут стоить намного дешевле. Этот вопрос будут контролировать экологи и общественность, а мы намерены периодически предоставлять населению информацию.

Стройки в центре

— Не считаете ли вы, что нужно ввести запрет на строительство в так называемом "золотом квадрате"?

— Мы вносим на утверждение проект детальной планировки центра города, где будет указано, что можно строить, а что нельзя. Это должны определять эксперты — градостроители, архитекторы, экологи и другие. Мэрия заплатила Институту градостроительства при Госстрое 22 миллиона сомов за полное технико-экономическое обоснование. Данный проект определяет, сколько людей в перспективе будет проживать в "золотом квадрате", сколько нужно инженерных сетей, коммуникаций, трансформаторов, чтобы хватило всех мощностей.

Когда проект будет внесен на обсуждение горкенеша, начнутся общественные слушания. Мэрию и главного архитектора столицы я вижу в роли арбитров, которые должны учитывать интересы и мнения всех сторон.

Мэр Бишкека Азиз Суракматов

Расширение Бишкека

— Каковы перспективы расширения города за Южной магистралью?

Когда запустят мусоросортировочный завод в Бишкеке, рассказали в мэрии
— Относительно южной части столицы у нас тоже есть утвержденный проект детальной планировки. Там предусмотрено многоэтажное строительство. Думаю, этот район будет очень хорошо развиваться, потому что он весьма перспективен для бизнеса. Граждане охотно покупают там квартиры, а значит, район престижный. Сейчас строятся французский, английский и другие "национальные" кварталы, рассматриваются интересные проекты…

— Еще в советское время говорили о тектоническом разломе в южной части города. Это учитывается при планировке?

— Да, есть заключение институтов сейсмостойкого строительства и градостроительства. На разломе ничего возводить не будут.

— Вы планируете построить в городе новые достопримечательности, интересные памятники, площадки?

— В этом году мы строим семь скверов, в следующем запланировано строительство еще десяти. Сейчас разрабатываем эскизы. Также повторно объявили конкурс на разработку эскиза памятника Бишкек Баатыру.

— Как вы реагируете на критику в соцсетях? Вообще следите за этим?

— Критика есть, и мы не можем ее не замечать. Всегда стараемся реагировать.